“Газпром” выжмет газ из угля
Монополия начинает разработку шахтного метана

"Газпром" нашел новые ресурсы газа: в ближайшее время он начнет разработку шахтного метана в Кузбассе. Потенциал метано-угольных пластов региона монополия оценивает в 13 трлн кубометров. Но участники рынка говорят, что добывать такой газ сложно и не слишком рентабельно, а в России эффективно только параллельно с добычей угля. Монополия может сделать это в рамках создания СП с Сибирской угольной энергетической компанией. Но все равно отраслевые эксперты считают, что проект будет нацелен не на газ как таковой, а на получение "Газпромом" квот в рамках Киотского протокола.

По словам зампреда правления "Газпрома" Александра Ананенкова, "в самое ближайшее время, уже в этом году" компания начнет "интенсивные работы по угольным разрезам в Кемерове по разработке месторождений метана, который находится в угле". Топ-менеджер уточнил, что в 2008-2009 годах "Газпром" готов приступить к промышленной разработке шахтного метана в Кузбассе, суммарные запасы которого в регионе господин Ананенков оценил в 13 трлн кубометров. По расчетам монополии, прогнозные ресурсы угольного метана в целом в России сопоставимы с ресурсами традиционного газа и оцениваются в 49 трлн кубометров (15% мировых запасов шахтного метана). "Этот метан, к сожалению, пока не используется для благих целей. Мы начиная с 2002 года вели работы, и сейчас у нас очень хорошие результаты",– говорит Александр Ананенков.

Как уточнили в "Газпроме", в конце мая совет директоров монополии одобрил приобретение 54% OOO "Геологопромысловая компания (ГПК) ‘Кузнецк’", у которой есть лицензия на разведку и добычу шахтного метана в пределах Южно-Кузбасской группы угольных месторождений, в Беловском, Прокопьевском, Междуреченском и Новокузнецком районах Кемеровской области. До 21 августа Федеральная антимонопольная служба должна утвердить сделку. ГПК "Кузнецк", 28,74% и 25,26% которой ранее принадлежало кипрским Metan Investors и Metan exploration & production Ltd соответственно, с 2003 года не ведет производственной деятельности. Однако строительство экспериментальных площадей по добыче метана на ГПК завершено.

Опыт добычи шахтного метана есть у Itera, которая в 2002 году приобрела в США компанию Grayson Hill Energy, добывающую метан в Иллинойсе. Газ поставляется на электростанции. При сравнительно небольших объемах добычи – 1 млрд кубометров в год – проект, как утверждают в Itera, приносит прибыль. "Мы уже более 30 лет всерьез занимаемся этой тематикой на шахтах в Воркуте",– заявил Ъ представитель "Воркута-угля" (принадлежит "Северстали"), по словам которого речь идет о достаточно больших объемах. В феврале "Северсталь-ресурс" объявила о начале реализации проекта, в рамках которого с помощью шахтного метана будет производиться электроэнергия на трех газогенераторах мощностью 62 МВт.

Но отраслевые эксперты сомневаются, что "Газпром" сможет организовать массовую добычу газа на угольных месторождениях. По словам аналитика ИК "Финам" Дениса Горева, в России пока никто не добывает шахтный метан в промышленных масштабах. "У меня вызывают сомнения и цифры, которые приводит господин Ананенков. Шахтный метан сложно разведать и оценить его объемы",– говорит он. В одной из угольных компаний России Ъ уточнили, что в стране не разрабатываются угольные пласты, содержащие метана столько, чтобы его можно было добывать с поверхности, как в США. Источник Ъ в одной из газовых компаний, знакомый с технологией добычи газа на угольных шахтах, добавляет, что у него низкое качество. "Использовать этот продукт можно только в качестве добавки к метану газовых месторождений",– пояснил собеседник Ъ.

"Утилизация шахтного метана в России дороже, чем обычная добыча газа, и экономически целесообразна лишь вместе с одновременной добычей угля",– уверен угольщик. Денис Горев в связи с этим напоминает, что "Газпром" в начале года объявил о создании СП с крупнейшей в своей отрасли в России Сибирской угольной энергетической компанией (СУЭК; как идет создание СП, Ъ подробно рассказывал 14 июня). Аналитик считает, что активизация "Газпромом" проекта по добыче газа на угольных шахтах во многом связана с договоренностями с СУЭК.

Собеседник Ъ в угольной компании предположил, что в первую очередь "Газпром" в рамках угольного проекта в Кузбассе интересует возможность использования механизмов Киотского протокола. Он был подписан в 1997 году как дополнение к рамочной конвенции ООН о сохранении климата и ратифицирован Россией в 2004 году. Протокол предусматривает обмен квотами на вредные выбросы в атмосферу между странами и национальными производителями. Используя шахтный метан, "Газпром" получит право на торговлю квотами, но финансовая привлекательность этого до сих пор под вопросом. "Я не припоминаю ни одного завершенного проекта в России, который получил бы что-то от реализации Киотского протокола",– отмечает аналитик "Тройки Диалог" Игорь Васильев. Он считает, что выгоду от протокола могут получить только энергетики. В РАО "ЕЭС России" действительно обещают запустить 40 проектов по реконструкции мощностей и продажи квот, рассчитывая заработать более ?700 млн. В Минэкономразвития уточняют, что реально приступить к торговле российские компании смогут не ранее 2010 года, когда квоты будут распределены между предприятиями и появятся необходимые механизмы.