2006-04-03

Еще один энергичный орган

Минтопэнерго против создания Нацагентства по эффективному использованию энергоресурсов

Исполняющий обязанности министра топлива и энергетики Иван Плачков выступил против создания Нацагентства по эффективному использованию энергоресурсов.

В Украине уже существовал комитет по энергосбережению, который был упразднен правительством Юлии Тимошенко. Но после того как вся страна пережила драму обострения отношений с Россией на газовом фронте, вопрос энергосбережения снова стал актуальным. «Раз вопрос приоритетен, значит, должен быть отдельный госорган!» — логика инициаторов создания Нацагентства.

Впрочем, за время деятельности предыдущего спецоргана — комитета энергосбережения — удельный вес энергоресурсов на единицу украинской продукции не уменьшался, а увеличивался. Причины таких странных результатов деятельности крылись в низком кадровом потенциале и небольшом финансировании. Но главный источник украинской расточительности не в неэффективности госструктур, а в низких ценах на энергоресурсы, которые искусственно поддерживались на украинском рынке.

Что же необходимо для того, чтобы Украина, наконец, начала заниматься энергосбережением? Не нужно изобретать велосипед, достаточно посмотреть, как Запад справлялся с ценовыми шоками на энергоресурсы в 1973—74 и в 1979—80 годах. Главный вывод: достаточно, чтобы скачки цен на рынке энергоресурсов были полностью проблемой потребителей энергии, и это послужит наилучшей мотивацией к внедрению проектов по энергосбережению.

В Украине же стоимость энергоресурсов — проблема государства, которое вынуждено идти против экономической логики и искусственно занижать стоимость газа, угля и электроэнергии для отдельных категорий потребителей.

Безусловно, кризисы на энергорынке — явление отнюдь не положительное. После них наблюдается падение производства, которое восстанавливается на протяжении нескольких лет. Однако экономика выходит из такого пике более эффективной и менее подверженной ценовым скачкам на энергию. Так, повышение цен на нефть в 1990—91 годах и в недавнем прошлом уже не вызывало особых сбоев в экономиках развитых стран.

Но украинскому государству хочется что-то предпринять и создать видимость деятельности. Эксперты едины во мнении — сейчас необходимо с помощью «кнута» заставлять потребителей переоснащать свое производство, стимулировать энергосбережение.

Специалисты считают, что, прежде всего, государство должно заняться вопросом энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве, совместно с бизнесом финансировать исследования по внедрению энергосберегающих технологий на предприятиях, утверждать стандарты энергопользования. Но главное — государство должно создавать стимулы для потребителей самостоятельно инвестировать в энергосбережение.

Единственное, на что стоит тратить государственные деньги, так это на поддержку инвестиций и разработок в области возобновляемых источников энергии, например, в области малой гидроэлектроэнергетики.

По большому счету, все равно, кто будет заниматься этими задачами — Нацагентство или управление в Минтопэнерго. От этого зависят лишь размеры бюджетов различных госорганов и их необходимость как таковых.

В отличие от Белоруссии, где наблюдается снижение энергоинтенсивности экономики, а комитет по энергосбережение наделен драконовскими полномочиями вплоть до физического ограничения подачи энергоресурсов на расточительные предприятия, в Украине госорган сам по себе вряд ли принесет много пользы. Он сможет лишь взывать к совести граждан и налагать на предприятия небольшие штрафы. Или же его чиновники буду брать взятки, чтобы не вводить санкции.

В любом случае энергосбережение в украинской экономике будет зависеть лишь от того, станут ли потребители платить цену, стремительно приближающуюся к мировой, или нет. Но этот скользкий вопрос все предпочитают обходить стороной.