Ситуация, сложившаяся вокруг проектов разработки месторождений на Сахалине, привлекла внимание ведущих СМИ мира. Сказочной красоты остров, расположенный у дальневосточного побережья России, славится не только своей нетронутой природой, но и огромными запасами нефти и газа, обнаруженными в его шельфе. Правда, разработка этих запасов сопряжена со множеством технических сложностей и требует, соответственно, не только немалых финансовых затрат, но и очень высокой квалификации.
Ничего этого у России в начале 1990-х годов не было. Зато была огромная заинтересованность в привлечении в российскую экономику денег западных инвесторов. Последние тоже проявляли повышенный интерес к несметным богатствам России, однако серьезные деньги вкладывали не слишком охотно, сознавая свою полную беззащитность перед российским произволом.
В этих условиях и были начаты проекты по разработке сахалинских месторождений с участием крупнейших нефтяных корпораций на особых условиях. Эти условия, оговоренные соглашением о разделе продукции, предусматривают, что природные недра остаются в собственности российского государства, которое выдает лицензию на недропользование, а иностранные компании, их разрабатывающие, сначала возвращают вложенные средства и только после этого начинают активно пополнять российскую казну. Более того, эти соглашения находятся в иностранной юрисдикции, и споры по ним должны рассматриваться иностранными же судебными инстанциями.
В результате в 1993 году на Сахалине были начаты три уникальных проекта. «Сахалин-1» создавался для разработки трех месторождений на северо-западном шельфе острова с запасами в 307 млн. тонн нефти и 485 млрд. кубометров газа. Его оператором выступила американская компания Exxon Neftegaz Ltd. (дочерняя компания Exxon Mobil) с прямым долевым участием в размере 30%. Среди других членов консорциума — японская компания Sakhalin Oil and Gas Development Co. Ltd., индийская ONGC Videch и российские «Сахалинморнефтегаз-Шельф» и «Роснефть-Астра». «Сахалин-2» призван освоить еще два месторождения с запасами нефти и конденсата в 600 млн. тонн и газа — 700 млрд. кубометров. Оператором проекта является Sakhalin Energy Investment Company Ltd, мажоритарным акционером с 55% акций — Royal Dutch/Shell, оставшаяся доля принадлежит дочерним компаниям японских корпораций Mitsui и Mitsubishi.
Судьба проекта «Сахалин-3» заслуживает отдельного разговора, а пока стоит остановиться на первых двух.
Уникальность этих проектов связана не столько с их масштабностью, сколько с тем, что лишь они на данный момент пробивают брешь в государственной энергетической монополии Кремля. К тому же «Сахалин-2», в котором российские компании вообще не участвуют, является первым в России и самым крупным в мире проектом, ориентированным на сжиженный газ. На этом весьма перспективном рынке сахалинская продукция должна занять долю в 7,5%. Однако, несмотря на то, что степень реализации проекта оценивается в 75—80%, терпение Кремля, ожидающего свою порцию золотого дождя с Сахалина, похоже, лопнуло. Последней каплей оказалось объявление компанией Shell об увеличении стоимости разработки проекта с 10 до 20 млрд. долл. (хотя, по слухам, речь идет уже и вовсе о 25 млрд.). Таким образом, Москве придется еще долго ждать, пока британско-нидерландский концерн вернет себе вложенные миллиарды и начнет наконец-то делиться с российской стороной.
А такая перспектива Москву совершенно не устраивает. Взлетевшие цены на нефть уже избавили Кремль от абсолютной зависимости от иностранных инвестиций (только в этом году нефтяные доходы России оцениваются в 170 млрд. долл.). При этом Москва все больше усилий прилагает для того, чтобы удержать Европу и, возможно, даже США в зависимости от своих энергоносителей. И проект «Сахалин-2» в этом отношении является наиболее лакомым кусочком. Собственно, государственная монополия «Газпром» долго вела переговоры с Shell об обмене 25% акций этого проекта на 50-процентный пакет в одном из сибирских месторождений. Однако после объявления о повышении сметы проекта «Сахалин-2» они резко прекратились.
Зато продолжилось «общение» на другом уровне. 18 сентября Министерство природных ресурсов России отозвало экологическое разрешение, выданное ранее оператору проекта. Основанием послужило постановление Генпрокуратуры России, которым признавалась незаконность решения государственной экологической экспертизы по «Сахалину-2», проведенной в 2003 году на основании «недостаточно проработанной документации». В результате стали даже поговаривать об отзыве лицензии на недропользование.
Сказать, что экологи всего мира этому решению шумно обрадовались, трудно. Нет, конечно, они с первого дня говорили о том, что морские платформы лишают привычного ареала обитания редких серых китов, а прокладываемые трубы пересекают свыше тысячи рек и речушек, перегораживая нерестовые пути осетровым рыбам. И в ходе тщательной проверки, которую затеяло «зеленое» министерство, экологи выскажут немало претензий его сотрудникам (тем более что исключительно «кстати» на Сахалине в конце сентября наблюдался массовый выброс мертвой рыбы и крабов). Вот только надежд на то, что уже построенные платформы из моря уберут, а трубопровод развернут в другом направлении, они не питают. Единственное, что может произойти, — это «газпромизация» сахалинской нефтедобычи, к которой и стремится Москва. Сопровождающаяся, к тому же, пересмотром соглашения о разделе продукции.
Судя по тому, что аналогичные претензии были предъявлены и компаниям ExxonMobil и THK-BP, новое экологическое оружие Кремля должно стать оружием массового поражения. Шум вокруг его применения поднялся невообразимый, причем на самом высоком уровне. Вот только против лома приема так пока еще и не придумали. Так что, по всей видимости, никуда иностранным инвесторам не деться, и с «Газпромом» им делиться все же придется.