2006-03-06

Днепрогеофизика в беде

Архивы районных судов Днепропетровска – как, вероятно, и многих других областных и районных центров – хранят если не страшные, то жутко интригующие тайны, обнародование которых весьма обогатило бы новейшую историю, в особенности историю независимой Украины…

Вот лишь одна из них.

Но для начала – немного истории. В июле 1959 г. для проведения комплексных геофизических исследований в юго-восточной части Украины в составе треста «Укрнефтегеофизика» Главгеологии УССР была создана Днепропетровская геофизическая экспедиция. В 1965 г. на базе экспедиции был создан трест «Днепрогеофизика», подчинённый Министерству геологии УССР. В 1979 г. произошла реорганизация треста, в ходе которой сложилась существующая ныне территориально-организационная структура предприятия.

Согласно Уставу ДГГП «Днепрогеофизика» от 20 декабря 1991 г., основной деятельностью предприятия является изучение, исследование и обнаружение залежей, а также поиск и разведка месторождений стратегического сырья – такого, как золото, алмазы, нефть и газ. Главное задание ДГГП «Днепрогеофизика» заключается в выполнении по заказу Госкомгеологии Украины комплекса геолого-геофизических работ для развития минерально-сырьевой базы нашего независимого государства. Согласно Закону Украины «О государственной тайне», производимые предприятием гравиметрические съёмки используются в оборонном (!) ведомстве страны.

В декабре 1991 г. объект превратился в Днепропетровское государственное геофизическое предприятие (ДГГП) «Днепрогеофизика», зарегистрированное по адресу своего фактического местонахождения: ул. В. Дубинина, 8 в г. Днепропетровске. Но как раз в это время происходят известные события, увенчавшиеся распадом Советского Союза. На начальном этапе существования независимого украинского государства ДГГП «Днепрогеофизика» оказалось один на один с серьёзными финансовыми проблемами, которые сильно затруднили работу предприятия и внесли значительные осложнения в жизнь её сотрудников, которые получали мизерную зарплату – и ту с задержкой на полгода.

Однако трудности, связанные со скудным финансированием государственного предприятия, оказались ещё не самой большой неприятностью в жизни «Днепрогеофизики». Правда, об этом её коллективу стало известно далеко не сразу…

Чудеса для ДГГП «Днепрогеофизика» начались в сентябре 1995 г., когда директор предприятия Валерий Михайлович Попов на собрании трудового коллектива получил от сотрудников согласие приватизировать в связи с проблемами финансирования из госбюджета вспомогательное подразделение и пансионат на Арабатской стрелке. После чего своим распоряжением Валерий Михайлович радикально реформировал структуру предприятия: с 1 октября того же года база производственно-технического обслуживания и комплектации (БПТОК) переименована в базу хозяйственного обслуживания (БХО), в состав которой введён так называемый лабораторный корпус.

Что подразумевал Попов под этим вполне невинным словосочетанием? Фактически «лабораторный корпус» – это весь целостный имущественный комплекс ДГГП «Днепрогеофизика»: два строения по ул. В. Дубинина, 8. Также в состав БХО вошёл принадлежащий предприятию пансионат «Геофизик» «как самостоятельная прибыльная организация, действующая на основании своего Положения».

С виду невинное и совершенно прагматичное реформирование прежней структуры предприятия, совершённое, если верить приказу Попова, «с целью упорядочения организационной структуры вспомогательных подразделений» и якобы в интересах предприятия, на самом деле имело стратегическое – в понимании Попова, естественно, – значение: ведь в соответствии с постановлением ВР Украины № 88/95-ВР от 3 марта 1995 г. «О перечне объектов, которые не подлежат приватизации в связи с их общегосударственным значением» ДГГП «Днепрогеофизика» тоже входила в указанный перечень.

Разработанная директором схема приватизации неприватизируемого оказалась весьма проста и ее раскручивание тоже происходило поэтапно.

Уже 16 октября Попов направляет в Государственный комитет геологии Украины письмо № 107, в котором предлагает приватизировать руководимое им предприятие либо его структурные подразделения частично путём акционирования с продажей акций по льготной подписке сотрудникам предприятия, а в остальной части – через ваучерный аукцион. Приватизацию Попов предлагал провести путём акционирования блока структурных подразделений не основного производства, не имеющих работ по госзаказу – под которыми подразумевались, в частности, БПТОК, ЛОКМ (лаборатория оформления картматериалов), хозблок с котельной, пансионат, база Криворожской партии (транспортные и коммунальные услуги), база Павлоградской партии (ремонтно-строительные услуги). Для этого Попов придумал новый ход, заключающийся в объединении всех перечисленных подразделений в единое вспомогательное подразделение – базу хозяйственного и транспортного обслуживания.

Естественно, Попов предпочёл умолчать о том, что в состав БХО, сугубо вспомогательного подразделения, он уже ввёл основное производство предприятия, которому присвоил изящный и не вызывающий вопросов у непосвящённого эвфемизм «лабораторный корпус»…

Следующим шагом в реализации преступного замысла директора ДГГП «Днепрогеофизика» стала передача на баланс организованного ранее государственного регионального коммерческо-производственного предприятия (ГРКПП) «Геолог» базы хозяйственного обслуживания ДГГП «Днепрогеофизика», санкционированная приказом заместителя председателя Госкомитета Украины по геологии и использованию недр от 22.02.1996 г., что и было сделано в соответствии с приказом по ДГГП «Днепрогеофизика» от 1 марта 1996г.

Безусловно, Попов знал о готовящемся крупном структурном изменении в руководимом им предприятии, а именно – об изменении статуса ДГГП «Днепрогеофизика» и присоединении к государственному геофизическому предприятию «Укргеофизика» в качестве его структурного подразделения. В этом статусе Днепропетровская геофизическая экспедиция «Днепрогеофизика» существует и по сей день. Правда, есть мнение, что сам же Попов это структурное изменение и инициировал - чтобы воспользоваться той временной неразберихой, которая неизбежно возникает в аналогичных ситуациях. Необходимо уточнить, что упомянутая передача «базы хозяйственного обслуживания» с баланса государственного предприятия на баланс коммерческой структуры происходила абсолютно безвозмездно.

Интересный вопрос: что же тогда осталось на балансе злосчастной ДГЭ «Днепрогеофизика» после всех вышеописанных манипуляций Попова? Очень немного: лишь котельная остаточной стоимостью в 14655 грн. и трансформаторная подстанция нулевой остаточной стоимостью.

Между тем преступный стратегический план Попова продолжал неуклонно воплощаться в жизнь: 5 июля 1996 г. было приватизировано ГРКПП «Геолог» и создано ОАО «Геос» на базе целостного имущественного комплекса ГРКПП «Геолог» и вспомогательного подразделения ДГГП «Днепрогеофизика» – после чего не подлежащее приватизации госимущество стратегического значения перестало быть государственной собственностью и ушло в частные руки.

Таким образом, Попову удалось обойти все запреты и ввести в заблуждение такие органы государственного управления, как Верховная Рада, Антимонопольный комитет Украины (с разрешения которого на свет появилось ОАО «Геос») – не говоря уже о вышеупомянутом Госкомитете Украины по геологии и использованию недр.

Дальнейшие «похождения» так называемого лабораторного корпуса привели к тому, что на своём долгом и искусственно запутанном директором пути он превратился сперва в целостный имущественный комплекс ГРКПП «Геолог», а чуть позже, после передачи дочернему предприятию «Геос-Центр», созданному на собрании акционеров 19.04.97, в уставное имущество последнего – и уже в качестве уставного имущества оказался в собственности ЗАО «Двайта».

Однако тайное рано или поздно неизбежно становится явным. Совершенно случайно коллектив «Днепрогеофизики» узнал о противозаконных действиях своего директора. Рассказывает председатель профкома предприятия Раиса Васильевна Антонова:

« В конце 1997 года профком работал в секретном зале на компьютере. Случайно открыли один файл. И в этом файле оказались правоустановочные документы на приватизацию «Днепрогеофизики» и «Геолога». И мы увидели эти документы и протоколы, увидели, что переданы не только вспомогательное производство, но и основное. Дальше мы объявили недоверие директору и начали бороться…»

В местном и апелляционном хозяйственном судах коллектив «Днепрогеофизики» иск о признании незаконной приватизации имущества проиграл. Надежда забрезжила, когда интересы государства попытался защитить Высший хозяйственный суд, однако вступившее в законную силу решение суда в пользу «Днепрогеофизики» не исполнялось два с половиной года (!!!), а в 2002 г. его по формальным причинам отменил Верховный суд, который направил дело на повторное рассмотрение в суд первой инстанции – Днепропетровский хозяйственный суд, который ещё раз защитил интересы коммерческого предприятия в ущерб интересам государства.

Между тем шаг Попова был связан с уже упомянутым предприятием «Двайта». Данное ЗАО создано в ноябре 1999 г. юрлицом ДП «Геос-Центр» и несколькими физлицами. Кто эти таинственные физлица – думаю, нетрудно догадаться, если учесть, что главными акционерами ЗАО «Двайта» являются уже известный нам В. М. Попов, а также его жена А. Э. Попова и дочь О. В. Попова. Не стоило бы говорить о том, что в ходе этих передач имущества ни одно из предприятий не заплатило другому ни копейки – если бы не одна маленькая, но важная деталь.

7 июля 2004 г. уставное имущество ЗАО «Двайта» было продано частному лицу – некоему Павловскому – за смешную сумму в 30 тысяч грн., хотя в документах указана другая сумма – 450 тысяч грн. После этого коллектив многострадальной «Днепрогеофизики» – ни много, ни мало, а 360 сотрудников – оказался перед лицом вполне реальной перспективы оказаться… на улице. Они со дня на день ждут милицию, которая придёт с обыском, чтобы изъять документы, которые могут быть направлены в суд и свидетельствовать против незаконной приватизации и тех, кто её затеял (такое уже бывало). Либо нанятых Поповым, Павловским и иже с ними молодчиков, которые вышвырнут их из служебных помещений прямо на улицу – вместе с дорогостоящей аппаратурой и уникальными материалами, в том числе и секретными…

Борьба продолжается и по сей день. 12 мая 2005 г. «Днепрогеофизика» обратилась в прокуратуру Жовтневого района г. Днепропетровска с заявлением о злоупотреблении В. М. Поповым служебным положением, которое повлекло тяжкие для государства последствия, однако уже 20 мая в возбуждении уголовного дела было отказано. Коллектив обратился в Жовтневый районный суд, который отменил отказное постановление прокуратуры – но даже после этого помощник прокурора Лукина Н. А. вновь приняла решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Коллектив не сдавался – однако Лукина ещё четырежды отказывала в возбуждении уголовного дела против В. М. Попова. Даже после решения комиссии ФГИ и Кабмина Украины о незаконности отчуждения госимущества в возбуждении всё равно было отказано, и только после очередной подачи жалобы на незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела 12 декабря 2005 г. на приёме у прокурора района последний возбудил уголовное дело в отношении Попова. Однако дело тут же востребовали в прокуратуру Днепропетровской области, где немедленно закрыли по указанию прокурора области Шубы В. В. Весьма любопытно то обстоятельство, что на этом посту Владимир Шуба с перерывом длительностью в один год находится с июля 2000 г., то есть описанное беззаконие творилось у него на глазах, однако прокурор области предпочитал не светиться, действуя руками подчинённых. Что же может связывать маститого государственного мужа с незаконной приватизацией «Днепрогеофизики»? А вот что: директором ГРКПП «Геолог», уже упомянутого как первое звено в цепочке, по которой передавалось приватизированное преступным образом имущество, был некто Котуранов – по слухам, приятель прокурора Шубы.

А что же Президент, секретарь совета обороны, СБУ, Генпрокуратура и другие лица и организации, которые в соответствии с Законом Украины «О государственной тайне» обязаны следить за сохранностью этой самой государственной тайны, прикасаться к которой имеют право лишь люди со специальными допусками? Как видите – безмолвствуют. Либо отделываются бессмысленными отписками.

И всё-таки мы не перестаём надеяться, что справедливость в отношении «Днепрогеофизики», равно как и В.М. Попова и В.В. Шубы – наконец-то восторжествует. Терпеть дальше это беззаконие просто нельзя, потому что дурной пример заразителен…