2007-04-18

Державные негры обижают Дерипаску

Гвинея хочет изменить договоренности с «Русалом» о добыче в этой стране бокситов. Условия придется принять, хотя у алюминщиков уже есть доступ к запасам сырья в других странах Африки и в Австралии. Вся эта ситуация несколько напоминает давление, которое сейчас испытывают иностранные инвесторы в России.

В объединенной компании ОК «Русал» акционерам «Русского алюминия» (контролируется Олегом Дерипаской) принадлежит 66% акций, акционерам «СУАЛа» (контролируется Виктором Вексельбергом) – 22%, Glencore – 12%. Активы компании расположены на пяти континентах в 17 странах мира. Ежегодный оборот объединенной компании составит около $12 млрд, производственные мощности позволят производить около 4 млн тонн алюминия и 11 млн тонн глинозема в год. В Гвинее компания представлена тремя предприятиями – глиноземным заводом в г. Фрия, приватизированным «Русалом» в апреле 2006 года, «Компанией бокситов Киндии» (Compagnie de Bauxite de Kindia, CBK), с 2001 года находящейся под управлением ОК сроком на 25 лет, а также строительной компанией Company Guieenne de Genie (CGG), находящейся в собственности объединенной компании.

В Гвинее, где российский алюминиевый гигант «Русал» имеет серьезные интересы, опять неспокойно. Всю зиму и начало весны страну сотрясали забастовки, а теперь там решились взяться за защиту национальных интересов. Гвинея хочет отозвать соглашение с производителем бокситов, подконтрольным «Русалу», а также с нефтяной компанией из США, сообщает агентство «Рейтер». Заявление об этом было зачитано в эфире государственного телевидения. Отзываемые договоры касаются соглашения о разделе продукции с Hyperdynamics и приложения к соглашению с «Компанией бокситов Киндии», которой управляет «Русал». «В рамках реорганизации горнодобывающих контрактов правительство отозвало приложение к соглашению с Compagnie de Bauxite de Kindia (CBK) и соглашение с подразделением Hyperdynamics Corporation», – говорится в заявлении. Документы «должны быть пересмотрены» Национальной ассамблеей. Источник «Рейтера» в министерстве добывающей промышленности сообщил, что недовольство властей контрактом с CBK касаются условий освоения месторождения бокситов Киндия, а также использования железной дороги и инфраструктуры порта.

В самом «Русале» «Газете.Ru» поведали несколько иную версию развития событий. В алюминиевой компании рассказали, что 13 апреля в Национальной ассамблее планировалось рассмотрение одного из приложений к концессионному соглашению по «Компании бокситов Киндии», регулирующему всего лишь вопросы арендной платы за часть оборудования. Обсуждение приложения не состоялось, оно было отправлено на доработку. «Это никак не сказывается на общем исполнении концессионного соглашения по CBK, которое было заключено в полном соответствии с законодательством Гвинеи, прошло все необходимые утверждения в парламенте и правительстве Гвинеи», – заверяет представитель «Русала».

Однако ситуация для алюминщиков может оказаться куда серьезнее.

Эти контракты впервые подверглись пересмотру, и вполне возможно, гвинейцы на этом не остановятся – правительство африканской страны недавно объявило о том, что пересмотрит все соглашения в горнодобывающей отрасли.

Шансы навязать иностранцам свои условия у гвинейцев имеются. Неспокойная Гвинея обладает двумя третями всех мировых запасов бокситов – основного сырья для производства алюминия. «Русал», скорее всего, пойдет на изменение финансовых условий соглашения в пользу гвинейцев в случае появления с их стороны таких требований, считает Вячеслав Жабин из «БрокерКредитСервиса».

В этой стране чрезвычайно велики политические и экономические риски, и алюминщики, вероятно, учитывали это, подписывая договоренности с Гвинеей, замечает эксперт.

Но теперь, после создания объединенного «Российского алюминия», у «Русала» появились и запасные варианты. «Поставки сырья после создания «Российского алюминия» стали более диверсифицированы, – говорит Игорь Нуждин из банка «Зенит», – так, у швейцарской Glencorе, вошедшей в объединенную компанию, имеются значительные запасы сырья в Австралии и Африке. Таким образом, за счет новых активов компании удалось снизить риски, и экономические потери в Гвинее для алюминиевого гиганта сейчас стали не так страшны».