2005-10-06

Дело — в трубе <BR><I>Почему Украина пока не готова торговать «чистым» воздухом</I>

СЕГОДНЯ НА КАЖДОГО УКРАИНЦА ПРИХОДИТСЯ ПО 86 КИЛОГРАММ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ. ВИНОВАТЫ ЖЕ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ УСТАРЕВШИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня» Возможно, в ближайшее время Украина, наконец, начнет зарабатывать на Киотском протоколе. С тех пор, как страна подписалась под обязательством сокращать объемы выбросов парниковых газов, о чрезвычайной выгоде этого документа не говорил только ленивый. Ведь в отличие от промышленно развитых держав, соглашение в Киото действительно сулило Украине солидные дивиденды. Когда эксперты анализировали «загрязненность» стран, у нас закрывались заводы и фабрики. Именно поэтому в итоговый рейтинг Украина вошла относительно «чистой», а значит, получила право продавать квоты на неиспользованные выбросы. Проще говоря, страна с большим показателем по выбросам может приобрести у нас «чистый» воздух. От чего выиграет сама — не будет отчислять космические штрафы в экологический фонд. А кроме того, еще и поможет финансово менее благополучному государству. Есть, правда, другой вариант — целевые инвестиции, или так называемые проекты совместного осуществления. Скажем, Нидерланды вкладывают средства в то, чтобы внедрить на украинских производствах современные технологии. Специальная методика конвертирует потраченные миллионы в единицы выбросов, которые вычитаются из нашей квоты и «поступают на счет» Голландии. Иными словами, инвестор опять-таки покупает «чистый воздух», только Украина вместо «живых» денег получает новое оборудование.

И вот, по всей видимости, лед тронулся. Вчера завершилась международная конференция, на которой представители из 20 стран обсуждали возможные для внедрения в Украине проекты. Как заявил министр экологии Павел Игнатенко, сегодня мы имеем все шансы привлекать ежегодно до 500 млн. евро иностранных инвестиций. И, по его словам, проекты совместного осуществления могут покрывать до 100% затрат на «очистку» тех или иных производств. В первую очередь, речь идет о технологиях энергосбережения, утилизации шахтного метана, а также бытовых отходов.

Впрочем, есть одно «но». Несмотря на то, что Украина занимает второе место по инвестиционной привлекательности в рамках Киотского протокола (из 35 стран), почти все проекты — пока лишь в планах. Как значится в недавно обнародованном исследовании «Экономико- правовые механизмы имплементации Киотского протокола в Украине», у нас до сих пор отсутствуют национальные правила и процедуры рассмотрения проектов. Нет и ответственного за них органа власти. Не говоря уже о списке национальных приоритетов и предприятий, которые в первую очередь должны перейти на новые технологии. Иными словами, если даже инвестор и захочет работать в Украине, то перейти от слов к действиям ему будет крайне проблематично.

Между тем, в Европе активно идет «торговля». По состоянию на 2004 год «в работе» числилось уже 17 проектов совместного осуществления. К примеру, в Чехии за деньги правительства Голландии устанавливаются котлы, которые будут работать на отходах деревообрабатывающей промышленности. А финские власти финансируют «Ветропарк» в Эстонии — 22 ветроагрeгата способны, по оценкам экспертов, сократить выбросы на 1,1 млн. тонн.

В Украине же подсчитали: потенциал «Киотских проектов» может в 2,5 раза превысить все объемы прямых инвестиций за последнее десятилетие. При грамотном планировании к 2012 году мы можем сократить выбросы парниковых газов до 125 млн. тонн и сэкономить 69 млн. тонн топливно-энергетических ресурсов. Имеются и «черновики» проектов. К примеру, шахта «Комсомолец Донбасcа» заявила о том, что основная ее проблема — это загазованность угольных пластов. Шахтный газ содержит в себе до 70% метана, который является одновременно и парниковым газом, и топливом. Сегодня уже существуют технологии, которые позволяют извлекать метан. А значит — и реализовывать его как энергоресурс, ежегодно зарабатывая по несколько миллионов долларов. Уже не говоря о том, что подобные проекты делают работу в шахте безопаснее. Согласитесь, весомый аргумент для страны, которая занимает лидирующее место в мире по числу жертв на каждую добытую тонну.

Согласно бизнес-плану шахты, на реализацию проекта необходимо 6,2 млн. долларов. Но сегодня страны Центральной и восточной Европы уже успели зарекомендовать себя как основные продавцы «чистого воздуха». Единственный украинский проект, которому удалось пройти две фазы голландского тендера и получить контракт, — это реконструкция систем теплоснабжения в Черниговской области. Всего же в прошлом году, по данным Минэкологии, в различные международные организации было подано 17 заявок.

Словом, пока Украина — в стороне от «воздушного бизнеса». Но по утверждениям экспертов, шансы еще есть, ведь проекты совместного осуществления начали реализовываться не так давно. Впереди — торговля квотами на загрязнение. На них, по оценкам, экс-министра экологии Василия Шевчука, до 2012 года Украина может заработать 2—15 миллиардов долларов. Впрочем, подчеркнул В. Шевчук, все зависит от того, какой будет экологическая политика страны.

Кстати

За последние 15 лет содержание в атмосфере промышленных газов увеличилось на 20 процентов. Об этом, как передает Интерфакс-Украина, говорится в докладе Океанографического и атмосферного агентства США. Ученые отмечают повышенное содержание в воздухе углекислого газа, что вызвано, в первую очередь, промышленной деятельностью человека и растущим количеством автомобилей. Накапливающиеся в атмосфере вредные газы способствуют постепенному повышению температуры на поверхности Земли. По данным исследователей, за минувший век средняя температура на нашей планете увеличилась на один градус по Цельсию.