2006-07-27

Дело на миллиард евро <br><i>Что нужнее: еще один порт или 5,5 миллиона тонн лечебной грязи?</i>

Озеро Тобечик. Фото Алексея ЕРМОЛИНАПорт на озере Донузлав — не единственный проект строительства в сравнительно небольшом Крыму («День», № 112). Министерство транспорта и связи Украины также выдвинуло проект порта на крымском озере Тобечик, в этот раз на противоположном, восточном, берегу Крыма. Какие проблемы связаны с этим проектом и какие перспективы он открывает?

ЗАЧЕМ ЕГО СТРОИТЬ?

Как и на Донузлаве, идея создания нового порта на Керченском полуострове не нова. Несмотря на то, что в Керчи уже существуют недогруженными два — торговый и рыбный — порта, есть большие порты в Бердянске, Мариуполе, Таганроге, Ростове-на- Дону, Ейске, Новороссийске, потребность в новых пристанях для судов диктуется условиями Керченского пролива. Россия, критикуя в своих СМИ украинский проект порта на Тобечике, сама, между тем, активно строит новый порт (не только с нефтеналивным терминалом, но и с аммиакопроводом, из-за чего там развернулись широкие протесты местного населения) на мысе Железный Рог на Тамани. Проблема в том, что порты в Керченском проливе не эффективны из-за того, что погода осенью и зимой, особенно северо-восточный ветер скоростью до 30 и более метров в секунду, заставляет их прекращать, иногда надолго, прием судов и перевалку грузов. А порт в Южном районе Керченского полуострова, ниже Керчь-Еникальского канала, имея выгодное географическое положение, естественную защищенность от преобладающих ветров, удаленность от населенных пунктов и естественные глубины моря от 15 до 20 метров, мог бы гарантировать бесперебойную навигацию. Но аргументация данного проекта, выдвинутого в Украине директором Керченского государственного морского агентства «Инфлот» Алексеем Бузаджи почти десять лет назад, тогда не нашла ни политической, ни финансовой поддержки. А Россия с другой стороны Керченского пролива в 2001 году начала строительство аналогичного нового порта «Железный Рог» для перевалки наливных химических и нефтеналивных грузов. Темпы строительства российского порта свидетельствует о поддержке этого проекта на государственном уровне и уверенном желании наших соседей решить проблему раньше нас. А прибрежные Керченские воды, как и раньше, постоянно заняты судами, которые прямо в море круглосуточно проводят перевалку грузов с океанических транспортов с низкой посадкой, которые из-за этого не могут войти в пролив, на мелководные суда, которые повезут грузы дальше через Керченский пролив в украинские и российские порты Азова. Конечно, значительно удобнее было бы перегружать их не в открытом море, а в специализированном порту.

Не удивительно, что аналогичные проекты все чаще стали выдвигаться и у нас. Но удивительно другое — то, что конкретный проект порта — при наличии сотен километров практически пустующего побережья! — оказался «привязанным» именно к озеру Тобечик, которое входит в перечень водных объектов, относящихся к категории лечебных, утвержденный Кабинетом министров Украины постановлением от 11 декабря 1996 года. Таким образом, Тобечик попадет под действие законодательства (ст. 62 и 63 Водного кодекса Украины), которое предписывает, что ресурсы таких объектов могут использоваться только в лечебных целях. Поэтому, только для того, чтобы исключить Тобечик из этого перечня — если это будет признано целесообразным специальной комиссией специалистов, которая еще должна быть создана правительством, — придется потратить громадные усилия и много дефицитного времени...

...История озера Тобечик пишется с античности. У древних греков здесь была грязелечебница. Во времена Таврической губернии и до самой революции здесь добывали соль, которая славилась высоким качеством. Во время последней войны на озере был сначала советский, а потом немецкий гидроаэродром. Возле берега до сих пор видны останки полузатопленной береговой батареи для защиты «голубой взлетной полосы». Привязка порта к озеру объясняется стремлением спрятать причалы в естественную гавань от штормов и черноморской волны, но при желании на Керченском полуострове можно было найти и другое удобное, но менее проблемное место. Длина этого озера 16 километров, ширина от 1 до 4 километров, а глубина — всего 1—1,5 метра. Раньше озеро было связано с морем, но для защиты от волн и для выпаривания рапы оно было отделено от моря пересыпью в виде песчаной косы, длиной 3 километра и шириной 35—60 метров. Дно озера — залежи целебной грязи толщиной в среднем 15 метров. Под ними — скальные породы, которые начинаются на глубинах от 10 до 18 метров. Во многих местах на дне озера существуют грязевые вулканы, которые на Керченском полуострове и в Керченском проливе являются обычным явлением. Таким образом, по расчетам гидрогеологов, в озере Тобечик залегает примерно 5,5 миллиона тонн лечебных грязей. И если строить порт, то для приема океанических лайнеров в акватории порта его следует углубить до 18—20 метров, то есть вынуть гигантские массы лечебных грязей, которые некоторые называют теперь просто илом.

И дело не только в том, куда его девать. Бизнес на лечебной грязи — одно из направлений развития Керченского полуострова. Ныне оптовая стоимость 1 килограмма грязи для крымских санаториев доходит до 2 грн, а в рознице цена упаковки лечебного субстрата доходит до 50 грн. Часть грязей можно было бы экспортировать. В связи с этим можно предположить, что в озере Тобечик находятся запасы грязи стоимостью минимум 1,5 миллиарда долларов. Однако не стоит забывать, что исследование целебных свойств Тобечикского озера проводилось в начале 90-х годов, и оно не показало выдающихся лечебных качеств, хотя местные жители уверенно считают грязи из Тобечика целебными. К тому же известно, что грязелечебницы здесь стояли с античных времен до наших, можно сказать, дней: последняя грязелечебница действовала с конца 1880-х до 1917 года. В принципе, на Керченском полуострове лечебные грязи есть в каждом озере, причем более эффективные, чем в Тобечике. Рядом расположены Чокракское озеро с залежами серебросодержащих грязей, а также целебные Узунларское, Кояшское, Киркояшское, Марфовское, Чубашское и другие озера, зарегистрированные как лечебные...

ПЕРСПЕКТИВЫ

Несколько лет назад по поручению президента Украины была разработана целевая комплексная программа развития Керченского полуострова. Строительство порта на лечебном Тобечике — ее составляющая часть. По словам начальника Керченского морского рыбного порта Николая Антипенко, новое предприятие должно стать крупнейшим портом в Украине и взять на себя половину грузопотока через Азово-Черноморские порты. Предполагаемые размеры порта — 16 км длиной и 4,5 км шириной при глубине причалов 18 метров. Портово-перегрузочный комплекс будет включать 70—80 причалов и специализироваться на нефтеналивных, контейнерных, зерновых, минерально- строительных грузах, для чего будут построены соответствующие терминалы. Новый порт позволит принимать крупнотоннажные суда с большим водоизмещением.

Дноуглубительные работы должны были начаться в прошлом году, но пока идея увязла в теоретических спорах, сдерживается лечебным статусом озера. По информации Николая Антипенко, заинтересованность в этом строительстве уже проявляли инвесторы из Казахстана, России, Турции, Англии, Германии. Согласно проекту Минтранспорта, порт должен быть построен за 10 лет, сдача и ввод в эксплуатацию первой очереди была намечена на 2008 год. Стоимость проекта составляет около 1 миллиарда евро, инвестиции должны окупиться в течение семи лет. На новом предприятии планируется создать 20 тысяч новых рабочих мест. Причем за право обладать Тобечиком уже развернулась борьба между разными ведомствами. Если в советское время в этом регионе полностью командовали военные, которые не позволяли строить никаких гражданских объектов, считая Тобечик запасным гидроаэродромом, то сейчас уже соперничают цивильные ведомства. В конце марта 2006 года Министерство транспорта и связи Украины, владеющее торговым портом в Керчи, издало приказ о создании рабочей группы, которая должна заняться реализацией проекта на Тобечике. А еще 12 августа 2005 года приказом № 378 Минагрополитики на базе своего Керченского морского рыбного порта создало госпредприятие «Новый порт» для расширения своих владений еще и на Тобечике. Но уже осенью 2005 года приказ Минагрополитики был опротестован Минтранспорта. Транспортники заявили, что создание таких объектов, по закону, должно согласовываться с ними.

Минтранс связывает с портом значительные перспективы развития региона в целом. В специальном письме к Президенту Украины министр транспорта и связи Виктор Бондарь описывает положительные перспективы, которые откроет порт: здесь будут также построены нефте- и газопроводы от Каспийского транспортного консорциума из района Новороссийска по дну Керченского пролива. В перспективе это даст возможность построить связанные с портом на Тобечике нефтеперерабатывающий завод мощностью 8—12 миллионов тонн и завод по переработке сжиженного газа мощностью 3 миллиона тонн.

Конечно, население Керченского полуострова, страдающее от безработицы и безденежья, поддерживает эту идею, но также при условии, что она будет экологически безопасна. Порт может решить проблему безработицы, но он однозначно уничтожит лечебное озеро. Кажется ситуация здесь, что цугцванг в шахматах — и без порта плохо, и порт безвредным не будет... Расположенные под озером действующие грязевые вулканы, если на них «надавить», вполне могут активизироваться, и тогда порт завалит грязью изнутри. А корабли способны занести в здешнюю экосистему биологические виды-«пришельцы». И если те приживутся и окажутся прожорливее местных обитателей моря, как это было в свое время с рапаном, последствия «вторжения» предсказать практически невозможно...

РИСКИ

И в самом экономико-правовом обосновании строительства порта на озере Тобечикском есть несколько позиций, которые ставят под сомнение целесообразность проекта. При стоимости проекта около 1 миллиарда евро только на работы по выемке ила (или лечебной грязи?) необходимо около 20 миллионов долларов. К порту надо построить автомобильную и железную дороги, электростанцию. Вся площадь порта и его вспомогательных территорий займет порядка 600— 1100 гектаров. Порт начнет с грузооборота 30—60 миллионов тонн в год, а с 2012 года планирует — 130—150 миллионов тонн грузов. Но до сих пор нет ответа на вопрос о том, где возьмутся эти потоки грузов, ведь именно этот фактор сдерживает и строительство транспортного перехода через Керченский пролив, и расширение других портов в Азово-Черноморском регионе, поскольку они недогружены процентов на 40 в среднем. Сегодня все 19 украинских морских портов ежегодно перерабатывают суммарно 110 миллионов тонн. А украинские порты в Керченском регионе имеют еще неиспользованный потенциал около 55 миллионов тонн грузов в год, а Керченский рыбный порт зачастую просто простаивает. Но специалисты считают, что через 10—15 лет в мире произойдет «взрыв перевозок», а Украина, если не модернизирует свои порты, не увеличит их мощности, не построит новые порты, — окажется в стороне от этого процесса и проиграет...

Вторая проблема — это инвесторы и их действительные намерения. В России уже говорят, что «Киев хочет провернуть в Крыму очередной «проект века» на деньги сомнительных инвесторов». Дело в том, что Минтрансвязи Украины предлагал реализовать портовый проект на озере Тобечик при помощи двух компаний — «Сахара Групп» и «Ахунов Групп» из Израиля. Крымчане тут же исследовали их историю и оказалось, что предыдущая деятельность этих инвесторов на постсоветском пространстве ограничивалась протоколами о намерениях и получением кредитов под залог имущества. Поэтому инвестиционную деятельность малоизвестных компаний «Сахара Групп» и «Ахунов Групп» в Крыму посчитали «не совсем прозрачной»...