2006-07-19

Что нам стоит шельф освоить

7 ноября 1949 года скважина, пробуренная в открытом море азербайджанскими нефтяниками, зафонтанировала "черным золотом". С этого дня ведет свой отсчет мировая история освоения морского шельфа.

Наша страна имеет опыт шельфовых разработок. В СССР они начались в 1920-е годы на Каспии, где были отработаны технические особенности морского нефтепромысла. В 1934 г. на острове Артем впервые было осуществлено кустовое бурение. В 1972 г. в Каспийском море уже возвышалось 1880 стальных островов, связанных многокилометровыми эстакадами.

История шельфовых проектов в постсоветской России началась недавно. Первым опытом строительства буровых платформ стал Каспий, где работает международный консорциум по добыче нефти. Вторым - Сахалин, регион с более суровыми климатическими условиями. На Сахалине добывают или собираются добывать нефть в рамках пяти проектов, принадлежащих разным компаниям.

В России морская добыча нефти и газа практически не ведется, в то время как иностранные государства, в недрах шельфа которых найдена нефть, уже давно приступили к ее полномасштабной добыче: в 2003 году, например, морская добыча нефти достигла 34 процентов общемировой добычи, газа - более 25 процентов. Россия же пока добывает меньше 0,5 процента нефти на шельфе Сахалина.

Такие данные привел глава Минприроды Юрий Трутнев на международной конференции, состоявшейся не так давно в Санкт-Петербурге, подчеркнув, что в стране мало работали над освоением морских месторождений. Эта конференция и была посвящена именно вопросам освоения ресурсов нефти и газа российской Арктики и континентального шельфа стран СНГ.

Трутнев также заявил, что в ближайшие пятнадцать лет государство вложит в геологическое изучение акваторий морей свыше 33 млрд рублей. Основные объемы региональных работ в период до 2010 года будут сосредоточены в Баренцево-Карском и Охотском регионах, где уже открыты месторождения нефти и газа.

Арктический шельф просто сказочно богат углеводородами. К концу 2002 года в Баренцевом, Карском и Печорском морях, а также в районе Обской губы было открыто 15 месторождений нефти и газа. По классу крупности три месторождения относятся к уникальным, девять - к крупным, два - к средним и одно - к мелким. По нынешним оценкам, на Арктическом шельфе сосредоточено до 80 процентов потенциальных углеводородных запасов России.

В пределах шельфа Баренцева моря открыто уникальное Штокмановское газоконденсатное месторождение (с запасами более 3,2 трлн. кубометров). К значительным открытиям здесь следует отнести Ледовое и Лудловское (оба газоконденсатные) месторождения. Всего же выявлено 5 месторождений.

На шельфе Печорского моря выявлены б месторождений, из них крупные нефтяные - Долгинское, Приразломное, Медынское-море и нефтегазовое Севе-ро-Гуляевское. Территория шельфа изучена недостаточно и здесь следует ожидать, что возможно изменение существующих представлений о величине запасов и ресурсов. Но даже при сегодняшней оценке прогнозируется открытие не менее двадцати крупных морских месторождений.

Россия отстает от других стран в разработке нефтеносных шельфов, что объясняется наличием значительных запасов сырья в континентальной части. Кроме того, добыча на шельфе является более сложной задачей, чем на месторождениях суши. По информации Минприроды, время от начала поиска морского месторождения до получения первой продукции растягивается на десятки лет. Основной объем запасов нефти и газа в России сосредоточен в недрах шельфа арктических морей, характеризующихся суровыми климатическими условиями и экстремальной ледовой обстановкой.

Конечно, разработка несметных богатств требует и немалых затрат. По оценке главы Минприроды Юрия Трутнева, себестоимость добычи тонны нефти в Южном Каспии составляет 44 доллара, в то время как добыча на шельфе обходится в несколько раз дороже. На самом перспективном Арктическом шельфе себестоимость доходит до 170 долларов за тонну.

У России пока нет достаточных ресурсов, чтобы вести разработку шельфов на уровне государства. Начав эти работы параллельно с Норвегией двадцать лет назад, сейчас Россия значительно отстает от этой северной страны. Норвегия добывает в Северном море свыше 250 млн т углеводородов, мы же используем лишь шельф Сахалина, где в 2004 году было добыто около 2 млн т нефти.

Как найти наиболее приемлемый для России выход из этой проблемы? Вопрос, безусловно, неоднозначный. С одной стороны, иностранцы имеют гораздо больше опыта и технических возможностей для разработки шельфов и их предложения гораздо дешевле и конкурентоспособнее, чем предложения отечественных разработчиков. С другой - желание государства не отдавать крупнейшие месторождения полезных ископаемых на откуп иностранцам вполне естественно. Например, такие страны, как Мексика, Кувейт, Саудовская Аравия вообще не допускают иностранцев к своим природным ресурсам. На практике же большинство, занимающихся этой проблемой, склоняются к тому, что без иностранных инвестиций не обойтись.

С одной стороны, иностранцы готовы вложиться в разведку столь перспективного месторождения. С другой - они не хотят "зарыть в шельф", пусть даже очень перспективный, огромные суммы без твердой уверенности в окупаемости вложений. Работы на Арктическом шельфе России сопряжены с риском для инвесторов не только из-за сурового климата, нечетких границ и отсутствия инфраструктуры. Это преодолимо, по крайней мере, опыт аналогичных работ у иностранцев имеется. Государству достаточно лишь начать соответствующие работы, и бизнес тут же "придет на подмогу" со своими деньгами. Гораздо хуже отсутствие четко прописанных в законодательстве правил работы с иностранцами. Конечно, необходимо ликвидировать правовые пробелы. Главное же - стабильность общего инвестиционного климата в стране. Все это важно как для западных, так и для российских компаний.

Правительство РФ одобрило стратегию развития нефтяного континентального шельфа до 2020 года. По расчетам Министерства природных ресурсов, добыча нефти на шельфе к 2010 г. должна составить 10 млн тонн в год, к 2020 г. - 95 млн тонн, при этом добыча газа в 2010 году может составить 30 млрд кубометров, а еще десять лет спустя - 320 млрд кубометров. Но в настоящее время изученность шельфов - не более 9-12 процентов, что, по мнению разработчиков стратегии, позволяет ожидать открытия крупных месторождений нефти и газа. Однако там, где ожидается большая выгода, и вложения велики. Только бурение одной скважины, по оценкам экспертов, будет стоить около 50 млн долларов. Суммарный доход федерального бюджета за весь период реализации стратегии ожидается в объеме 100- 130 млрд долларов.

Основная новация, предлагаемая Минприроды, заключается в том, что участки недр для изучения, поиска, разведки и добычи будут предоставляться в пользование компаний на основе аукционов. В течение пяти лет ведомство планирует выставить на продажу 32 блока общей площадью в 240 тыс. кв. км. При этом затраты федерального бюджета в перспективе составят 35 млрд руб., а объем привлечения инвестиций, в основном иностранных, будет варьироваться от 70 до 110 млрд долларов.

С целью реализации стратегии Минприроды предлагает снизить основные ставки налогов и платежей для стимулирования вложений в освоение шельфа, а также использовать кредиты для операторов на шельфе и освободить от налогообложений компании, проводящие геологоразведку, снизить импортные пошлины при поставках уникального технологичного оборудования.

Активность западных нефтяных компаний в России теперь зависит только от желания российских нефтяников работать с ними через совместные предприятия. Опыт показывает, что большинство месторождений, за исключением шельфовых и расположенных вдали от магистральных нефтепроводов, российские нефтяники предпочитают разрабатывать сами.

Последние, кстати, уже активно работают на Арктическом шельфе в паре с иностранцами. Так, "Газпром" рассматривает возможность разработки газоносного Штокмановского месторождения совместно с иностранными партнерами. Как заявлял председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер, в 2010 году Штокмановское месторождение будет введено в эксплуатацию. Компания подписала меморандумы о сотрудничестве с компаниями Statoil и Norsk Hydro (Норвегия).

А. Миллер пояснил, что для "Газпрома" не является определяющим критерием размер инвестиций будущей компании-партнера в проект освоения Штокмановского месторождения. Главное - это "технологии и выход на рынок". На участие в разработке Штокманского месторождения также претендуют компании Exxon Mobil, ChevronТехасо, Тotal и Roal Dutch/Shell

Сроки ввода в разработку Штокмановского месторождения определяются в первую очередь спросом на газ и решением вопроса инвестиций. При более интенсивном варианте разработки газовых месторождений на шельфе Баренцева моря уже через три года после начала освоения можно говорить о введении первой очереди освоения с объемами годовой добычи газа до 40 млрд кубометров, в дальнейшем в течение следующих шести лет ее можно довести до 90-130 млрд кубометров (на базе Штокмановского месторождения и его сателлитов).

Завод по производству сжиженного газа и терминал для его экспорта в Америку "Газпром" намерен построить в Ленинградской области. Общий объем затрат на реализацию первого этапа освоения Штокмановского месторождения запланирован в размере 10 млрд долларов.

Техническое решение по Штокмановскому месторождению еще не принято. Рассматриваются "наиболее отвечающие условиям" варианты и их комбинации. Но так как еще никто не работал в подобных условиях, и некоторое оборудование из того, которое планируется применить на Штокмановском месторождении, еще никто никогда не использовал, велик риск всевозможных неполадок, связанных как с нетипичными климатическими условиями, так и с отсутствием у людей опыта обращения с подобной техникой.

Принадлежащий "Газпрому" "Газфлот" осуществляет обширную программу геологоразведочных работ на арктическом шельфе: до 2010 года компания планирует завершить разведку Северо-Каменномысского, Каменномысского-море и Обского газоконденсатных месторождений, приступить к вводу их в разработку. Основные поисково-разведочные работы будут сосредоточены на Адерпаютинской и Южно-Обской площадях, а также на Семаковском и Антипаютинском газовых месторождениях. Будет проведена доразведка морской части Харасавейского месторождения. В Печорском море планируется продолжить разведку Долгинского нефтяного месторождения.

Опыт платформостроения в России невелик: у нас строили лишь платформы для Каспия. Что касается других государств, то строить оборудование для работы в ледовых условиях начинают только норвежцы (газовое месторождение "Белоснежка", оператор - Statoil). Компания декларирует принцип нулевого ущерба окружающей среде. Среди методик - очистка и обратная закачка добытой воды, уменьшение эмиссий от работы платформ. Закачивают под землю и углекислый газ, чтобы уменьшить его выброс в атмосферу.

Безусловно, ледовая обстановка в районе "Белоснежки" сильно отличается от условий, в которых планируется разработка российских месторождений, но это наиболее близкий по сложности вариант.

Кроме того, очевидно, что для стабильной и экологически безопасной транспортировки нефти нужно будет несколько танкеров не просто ледового, а арктического класса. Таких танкеров в России нет, и они значительно дороже тех кораблей, которые есть.

Кроме необходимого оборудования, проектам разработки и Приразломного, и Штокмановского месторождений необходима развитая инфраструктура электроснабжения, транспорта. На многих континентальных месторождениях, в той же Тюменской области, все это есть, причем там инфраструктура строилась при Советском Союзе и на деньги государства. Именно за счет нее компании сейчас получают сверхприбыль.

Все организации, заинтересованные в вопросе, ратуют за использование современного оборудования, отвечающего требованиям, которые предъявляют сложные климатические условия, говорят о необходимости создания единой координирующей структуры по вопросам ледокольного и буксирного обеспечения добычи, перевалки и транспортировки нефти, что, по мнению сотрудников Мурманского морского пароходства, снизит вероятность экологических катастроф на море и оптимизирует затраты добывающих компаний.

Подводя итог всему сказанному, можно сказать, что нефтяные и газовые богатства России будут несомненно прирастать арктическим шельфом. Сколько полезных ископаемых скрывается здесь - точно не скажет никто, ясно только, что ОЧЕНЬ много. Однако ясно и другое: разработка шельфа - дело не одного года, а иногда десятилетия. И оно требует крупных финансовых вложений, разработки и освоения совершенно новых технологий, создания мощной инфраструктуры. И, естественно, приступать к созданию всего этого необходимо именно сейчас, чтобы ко времени, когда через годы или даже десятилетия начнется полномасштабное освоение подводных кладовых, газовики и нефтяники оказались во всеоружии.