Утверждение, вынесенное в заголовок, не покажется преувеличением ни отцам города, ни специалистам коммунальных служб, ни простым смертным, живущим в Черкассах. У всех свеж в памяти жутковатый пожар в областной больнице, случившийся 12 мая, который не могли погасить много часов из-за отсутствия напора воды в пожгидранте. Не забыт и «новогодний сюрприз», когда под новый 2002-й «рванул» напорный городской канализационный коллектор (см. «ЗН» № 4 от 2.02.2002 «Авария, которая грозит катастрофой»). Тогда праздничный город остался без воды, а несколько сотен тысяч кубометров нечистот были сброшены в многострадальный Днепр. С тех пор немало воды утекло. Однако эпохальное строительство нового коллектора не завершено и угроза катастрофы, как существовала, так и продолжает реально существовать: специалисты считают, что в любой момент Черкассы могут в буквальном смысле захлебнутся, пардон, в фекалиях. А тут и еще «звоночек»…
Есть под Черкассами село Сокирно. Места изумительные — золотые пляжи, высокие сосны, зеленые острова, Днепр величаво катит волны… Но кроме красот природы в Сокирно находится и водозабор, обеспечивающий Черкассы питьевой водой. А до нынешней весны существовал еще и резервный водозабор, на случай «мало ли что». Но теперь о «мало ли что» лучше не думать, потому что очередное обрушение берега вывело резервный водозабор из строя. Тогда же рухнула в суровые днепровские воды часть строения, принадлежащего рыболовецкой бригаде, и возникла угроза, что при очередном весеннем паводке вода, разрушая берег, доберется и до жилых домов — до ближайшего дома осталось метров 60—70. Одновременно возникла угроза существованию единственному действующему водозабору. А при дальнейшем размыве берега существует опасность затопления обширной густонаселенной территории, расположенной на низменности, в которую входит пригород Черкасс Дахновка и обширный Будище-Свидивницкий массив…
В начале июня жители Сокирно, среди которых немало профессиональных рыбаков, своими баркасами и лодками перекрыли — от буя до буя — фарватер. Акция была проведена по решению сессии сельсовета. Конечно, движение судов по главной водной артерии страны интенсивным в наше время назвать сложно, но, тем не менее, при проведении акции одна грузовая баржа на мель налетела. Протест сокирненцев был направлен против бездействия властей. За последние годы буквально на глазах встревоженных жителей территория, примыкающая к селу, сократилась (по разным данным) от 28 до 40 гектаров — ее поглотил Днепр. Река, выходя на простор из горловины между Авруминым и Гетьмановым островами, с 1998 года несколько изменила направление. Движение водного потока на этом участке направлено теперь не вдоль берегов, а резко к сокирненскому берегу, причем под углом, приближающимся к 90 градусам. Этот неустанный напор и разрушает берег.
Более года назад, в мае 2004 г., депутаты Свидивского сельсовета (к которому относится Сокирно) обратились к тогдашнему председателю ОГА Вадиму Лешенко с заявлением о своей беде. ОГА прореагировала, тогда же в мае 2004 г. была выполнена топографическая съемка акватории в районе Сокирно, а в «Річтранспроект» подана заявка на изготовление проекта системы берегозащиты. «Річтранспроект» определил ориентировочную стоимость работ. После чего, уже в период бурной выборной баталии, глава ОГА обратился 8.11.2004 с письмом к премьер-министру В.Януковичу, в котором, в частности, сообщал: «…існує реальна загроза руйнування природного берега, затоплення і підтоплення територій, по яких прокладені водогони до міста, мікрорайону «Дахнівка» м.Черкаси, сіл Будище, Свидівок, Єлизаветівка та інших, знищення селища Сокирно. Виправлення надзвичайної ситуації можливе лише шляхом будівництва (відновлення) фарватеру, а також кріплення берега. За попередніми розрахунками фахівців, орієнтовна вартість робіт становитиме 8—10 млн.грн.» Губернатор просил главу правительства предусмотреть выполнение названных робот в 2005 г. Как мы понимаем, проблема по наследству перешла к новому составу ОГА и новому правительству.
Однако на самом деле долг государства перед Сокирно более давний. Глава сельсовета Жанна Колюжная утверждает, что в 1975 году, когда на территории Сокирно сооружали водозабор для Черкасс, работы по укреплению берегов были выполнены лишь на 50%. 600 метров надежно заковали в железобетон, а на семистах сэкономили. Сейчас именно они активно и размываются рекой.
Новая власть пошла путем предшественников. Председатель ОГА Александр Черевко 13.05.2005 обратился с письмом к премьер-министру Ю.Тимошенко, в котором попросил: «дати відповідні доручення Міністерству транспорту України, центральним органам виконавчої влади передбачити у 2005 році виконання робіт з усунення загрози руйнування берега…» Из ОГА письма также были направлены министру транспорта Е.Червоненко и генпрокурору С.Пискуну. В последнем содержалось требование найти виновных.
Так почему же Днепр изменил и продолжает менять направление своего движения, увеличивая «угол атаки» правого берега от нуля до девяноста градусов? Мнения существуют разные. Жители села утверждают, что при прочистке земснарядом русла Днепра в 1998 г. слева от фарватера был намыт подводный остров (коса), который и спровоцировал изменение направления течения. С этим мнением была солидарна комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций Черкасской ОГА. Комиссия 17.05.2004 пришла к выводу, что основной причиной интенсивного разрушения правого берега явились «днопоглиблювальні роботи, які спрямували потік води безпосередньо у берег». Иное мнение было озвучено областной прокуратурой. «В соответствии с выводами компетентной комиссии, — сообщает пресс-служба облпрокуратуры, — предприятие «Укрводшлях», которое ежегодно прочищает русло реки перед навигацией, не могло причинить такие серьезные повреждения. По мнению специалистов, это естественный природный процесс…» Какой именно компетентной комиссии в сообщении пресс-службы не указывалось. Однако независимо от прокуратуры аналогичную точку зрения высказал и главный инженер Проектно-изыскательского института речного транспорта «Річтранспроект» Василий Шихненко, который в июне этого года занимался составлением карты дна Днепра. Он сообщил: «Изменение движения реки — это естественный процесс, река живая, она миандрирурует, не находится в жестком русле. А тот объем песка — 40 тыс. м. куб., который был переброшен при прочистке переката, в действительности ничтожно мал, чтобы повлиять на направление движения таких громадных масс воды». Но все же прокуратура сейчас проводит дополнительную проверку по факту катастрофического размыва берегов.
Что же дальше? Как и предполагалось, акция с перекрытием движения возымела действие. В результате 30 июня вблизи разрушенного строения рыболовецкой бригады состоялось выездное заседание комитета ВРУ по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. На заседании, которое проводилось в большой армейской палатке, присутствовали представители Кабмина, ОГА, местных советов, специалисты-водники; председательствовал глава комитета Иван Заец. Участники заседания признали, что надвигающаяся катастрофа угрожает, по сути, всему бассейну Днепра, поэтому чрезвычайную ситуацию в Сокирно следует отнести ко 2—3 степени тяжести. Работы по исправлению ситуации — на этом наставали участники совещания — следует начать в ближайшие две-три недели, не дожидаясь всех бюрократических согласований, и завершить до закрытия навигации. В противном случае, при форс-мажорных обстоятельствах, затраты на ликвидацию последствий катастрофы будут гораздо больше необходимой суммы в 8—10 млн. грн. Специалисты из Госкомводхоза говорят о сумме в полмиллиарда.