2006-03-22

Чем укрепить Тузлу?

В конце прошлой недели на знаменитом острове Тузла состоялось выездное совещание министра транспорта и связи Виктора Бондаря с многочисленными чиновниками и инженерами Крыма. За последние два года со времен «тузлинского конфликта» этот остров все больше уходит под воду. Для Украины это означает, что с каждым метром потери суши все более неопределенной становится украинско-российская граница в Керченском проливе....
 
Сейчас там помимо украинской погранзаставы есть еще две полузаброшенные базы отдыха из нескольких покосившихся домиков. Их охраняют пять коренных жителей-пенсионеров. Еще около десятка пенсионеров приплывают на остров отдохнуть или поработать на огородах.

Жить на острове небезопасно из-за его блужданий по морю. Геологическая структура острова крайне нестабильна, все, что находится на его окраинах, с каждым месяцем буквально тонет в песке. Как рассказывают сами солдаты, мешки с песком, которыми огорожен самый крайний погранпост, приходится постоянно докладывать — за последние полтора года несколько слоев ограждений ушли под землю на 5 метров.

Руководство страны не зря много внимания уделяет экстремальному куску суши. Как говорит Бондарь, ценность острова — в судоходном канале между Керчью и Тузлой, за пользование которым Украина получает средства в бюджет. И судя по всему, немалые. А еще есть вопрос полезных ископаемых, месторождения которых выявлены вокруг этого острова.

Если не проводить укрепление острова, его вымоет, и он может просто исчезнуть под водой. И тогда спор с Россией разгорится с новой силой.

Поэтому по ходу вышеупомянутого осмотра острова чиновниками Минтранса геологи пытались обосновать министру разные варианты укрепления острова. Между представителями ряда НИИ возникали очень жаркие споры. Камнем преткновения был главный вопрос: что делать и сколько денег нужно?

Разные группы специалистов предложили Минтрансу три варианта. Первый предусматривает установление бетонных плит на специальных подушках на торце острова. Другие ученые придерживаются мнения, что его торец следует закрепить с помощью крупных камней. Остальные считают необходимым построить в проливе специальные сооружения Т-образной формы, чтобы направить песок на намывание острова. Чтобы выйти на согласованное решение, создана рабочая группа с чиновников и ученых. И только после их решения и утвержденной Кабмином сметы геологи и строители приступят к работе. Случиться это должно не раньше апреля.

В госбюджете на 2006 год, по словам Бондаря, на финансирования этих работ уже предусмотрено 15 млн. грн., но министр планирует обойтись суммой до 9 млн. грн.

Однако у некоторых экспертов есть сомнения: а не превратится ли проект спасения острова в проект закапывания денег в землю или набивания чьих-то карманов?

Отсюда, мол, и стращают правительство и Минтранс своими неблагоприятными прогнозами. Ведь некоторые учетные считают, что торопиться ни в коем случае не нужно. Следует провести глубокий мониторинг, максимум сделать в нескольких местах легкие укрепления от шторма, а если деньги есть — вкладывать их в бытовую инфраструктуру острова. В противном случае, учитывая, что остров постоянно мигрирует, через несколько лет капитальные бетонные укрепления останутся посреди моря, а остров опять уйдет в другую сторону.

Впрочем, и сам министр весьма осторожен. В частном разговоре с одним из чиновников Минтранса Бондарь полушепотом сказал: «Самое главное — в очередной раз нам не закопать эти деньги в землю, а то ребята сейчас тут волну нагонят, запроектируют и исследуют такого, что придется каждый год им закапывать сюда миллионы».