БУРЯ В НЕДРАХ
Состояние и пути решения проблемы лицензирования в сфере недропользования

Проблема выдачи специальных разрешений на пользование недрами остается не решенной в течение нескольких лет. На сегодняшний день заблокирована выдача 480 лицензий, в нынешнем году новые лицензии еще не выдавались. Причем это касается не только месторождений нефти и газа, но и других стратегически важных полезных ископаемых. Проблемы с лицензированием негативно влияют на планы иностранных компаний, которые хотят работать в Украине. От задержек страдают и геологи, которые вынуждены либо приостанавливать работы на многих месторождениях, либо продолжать их в нарушение закона. О путях выхода из тупиковой ситуации рассказывает первый заместитель министра охраны окружающей природной среды Степан Лизун

— Степан Алексеевич, как на данный момент обстоит дело с выдачей лицензий на пользование недрами?

— Мы уже подготовили Порядок разблокирования процесса лицензирования и надеемся, что вскоре он будет утвержден Кабинетом Министров, после чего возобновится выдача лицензий по участкам, на которых уже велись работы.

Порядком предусмотрено создание специальной межведомственной комиссии (куда войдут представители различных министерств и силовых ведомств), которая будет рассматривать вопросы переоформления лицензий. Если, например, владелец лицензии выполнил все лицензионные условия, специальная комиссия выдаст рекомендацию о продлении лицензии, в обратном случае ее аннулируют и выставят на конкурс. Лицензии на новые месторождения будут, как предписывает законодательство, продавать с аукциона, а на уже эксплуатирующиеся, — продлевать, минуя торги.

Хотя, по моему мнению, мы не готовы сейчас к аукционной системе предоставления специальных разрешений на геологическое изучение и использование недр. Чтобы проводить аукционы, необходимо иметь упорядоченную систему законодательства. Аукционы нельзя было вводить с самого начала, ведь если у недропользователя закончился срок лицензии, а на аукционе ее приобрел кто-то другой, то он просто теряет вложенные в месторождение деньги.

Кроме того, если, допустим, в сфере твердых полезных ископаемых были подготовленные месторождения (проведена оценка запасов, в соответствии с которой можно определить их стоимость), то в нефтегазовой отрасли — совсем иное дело. Сейчас нет месторождений, которые можно выставлять на аукцион. Государство должно вложить очень много средств, чтобы выставить объект в таком виде, в каком его выставляют за рубежом. Подготовка к аукциону должна проводиться очень тщательно. Необходимо не только четко знать запасы месторождения, но и показать его на трехмерной модели, предоставить экономические расчеты, то есть комплексно презентовать объект. Как директор Научно-исследовательского института нефтегазовой промышленности НАК «Нефтегаз Украины» я участвовал во многих таких конкурсах. Когда, например, мы приехали в Арабские Эмираты, нам представили несколько очень интересных объектов, причем были показаны и трехмерная модель месторождения, и бизнес-план, и много другой сопроводительной информации. Мы могли посчитать окупаемость проекта по оптимистичному и пессимистичному сценарию, определить объем необходимых инвестиций. К примеру, если получилось, что окупаемость составляет 14 лет при оптимальных сроках 5-10 лет, то от проекта отказывались. Таким же образом и мы должны предоставлять потенциальным владельцам лицензии всю имеющуюся информацию, чтобы они могли понять, насколько выгоден тот или иной проект.

Поэтому я считаю, что один из путей — это конкурсная продажа лицензий на новые месторождения. Мы готовим перспективные структуры за государственные средства и выставляем их на тендер. Победитель должен вернуть государству его затраты (они не такие уж и большие — несколько сотен тысяч гривен). С другой стороны, если начнем за государственные средства готовить объекты, процесс будет длительным, финансово емким.

— По каким крупным месторождениями нефти, газа и угля существуют проблемы с переоформлением лицензий?

— Сейчас идут судебные разбирательства по поводу Сахалинского месторождения. Лицензия действует, но мы надеемся, что она будет приостановлена и отдана бывшему владельцу — нефтегазодобывающему управлению «Полтаванефтегазгеология» (НАК «Недра Украины»).

 — Когда предполагается возобновить предоставление разрешительных документов, особенно тех, срок действия которых истек?

— Если Кабинет Министров утвердит порядок переоформления лицензий, а Верховная Рада примет соответствующий закон, то процесс возобновится уже в августе-сентябре текущего года (в соответствии с законодательством, об аукционе следует сообщить не позже чем за 40 дней). Если до парламентских каникул принять закон не удастся, то для проведения аукциона будем применять постановление Кабинета Министров, а законопроект попытаемся провести в парламенте уже в сентябре. Главное, чтобы процесс лицензирования был прозрачным. Механизм выдачи специальных разрешений на пользование недрами должен соответствовать международным стандартам. И в первую очередь должны быть соблюдены интересы государства, а не определенных коммерческих структур или политических партий.

— Сколько лицензий было выдано в минувшем году (на аукционах и вне их)?

— В 2004г. было выдано 440 лицензий на геологическое изучение и 600 лицензий на добычу полезных ископаемых. То есть в общей сложности свыше 1000 лицензий. Но ни один аукцион, на котором должны были продаваться эти лицензии, проведен не был.

Лицензии выдавались на основании постановления Кабинета Министров, хотя правительство не вправе менять закон. Получается, что свыше тысячи лицензий было выдано не законно.

— Существует ли вероятность, что при аукционных правилах лицензии на наиболее привлекательные месторождения раскупят иностранные компании?

— Этот вопрос нужно рассматривать не только на уровне нашего министерства, но и Кабинета Министров, Совета национальной безопасности и обороны. Необходимо определить, какие месторождения остаются под влиянием государства, а к каким целесообразно привлечь иностранных инвесторов и какую долю им отдать. Я считаю, что отечественные добывающие мощности должны находиться в государственной собственности. У нас нет больших запасов полезных ископаемых, нет достоверной информации о количестве, потенциале и составе месторождений. Влияние государства в этой сфере необходимо пересмотреть, а иностранных инвесторов привлекать только к большим проектам, например, к разработке шельфа Черного моря.

— Каким образом будет осуществляться контроль за выполнением лицензионных требований?

— У нас есть подразделения геологического контроля в составе Государственной геологической службы, в его обязанности входит осуществление такого контроля. Плюс независимый контроль осуществляет Госнадзорохраны труда. Мы с ними тесно сотрудничаем. У меня на данный момент есть два письма от них о том, что на двух месторождениях лицензионные условия не выполняются.

В настоящее время работает комиссия по проверке законности выдачи специальных разрешений. Проверки осуществляются во исполнение Закона «О нефти и газе», который требует их проведения после каждых 180 дней действия лицензий. Вот сейчас просмотрели результаты проверок 10 месторождений (с основном — нефти и газа). И по 6-ти из них — вообще ничего не делалось! Лицензии на эти месторождения во время работы Госкомитета по природным ресурсам были изъяты у государственных предприятий и переданы коммерческим структурам. В основном это не те месторождения, которые требуют вложения инвестиций, а площади, где уже велась активная работа по добыче. Поэтому проверка законности выдачи лицензий проводится достаточно скрупулезно. Ее результаты будут представлены Президенту Украины. Выявленными фактами уже занимаются правоохранительные органы. Владельцы же лицензий упомянутых выше месторождений, услышав, что «запахло жареным», ищут пути перепродажи разрешительных документов, зачастую прямо вместе с самими компаниями.

— Каким образом будет возмещаться ущерб, нанесенный выдачей лицензий с нарушением законодательства (если вина исключительно Госкомитета по природным ресурсам)?

— Это серьезный вопрос и серьезная проблема. В отношении компаний, которым незаконно были выданы лицензии, существует определенный механизм. Если они выполняли лицензионные условия, то согласно действующему украинскому законодательству, все вложенные средства должны быть им возвращены государством. Но есть компании, которые потеряли лицензии и тоже понесли убытки. Только НАК «Недра Украины» в прошлом году потеряла около 48 млн. грн. из-за того, что у них без веских оснований были отозваны лицензии по нескольким месторождениям. Как возместить этот убыток, и кто это должен делать — я не знаю.

В целом же, по моим подсчетам, которые я закончил в самом конце июня, из-за передачи лицензий государственных предприятий по восьми месторождениям другим структурам, государство потеряло 1,270 мрлд. грн., которые были вложены в разведку и подготовку этих месторождений! Это колоссальная цифра. Каким образом возместить грандиозный убыток, нанесенный государству, тоже не знаю. Я не уполномочен принимать такие серьезные решения, моя задача — донести эти цифры до Президента Украины, Кабинета Министров.

Есть и другие финансовые потери, которые понесло государство. Согласно инвестиционному плану НАК «Недра Украины», ее инвестиции за 4 года должны были составить 800 млн. грн., а по факту вышло всего 210 млн. грн. Государство же вложило 250 млн. грн. в эту компанию.

Существует еще одна серьезная проблема. Земли, на которых ведутся геологоразведочные работы, а впоследствии предполагается разрабатывать месторождения, распаевывают. В результате один человек получает в собственность землю и все надстройки, инфраструктуру, а другой покупает лицензию на добычу природных ископаемых. Ситуация плохо контролируема, начинаются всевозможные юридические коллизии из-за несовершенства законодательства. Нам приходится искать какие-то компромиссы. Поэтому, прежде чем выдавать лицензию по какому бы то ни было месторождению, необходимо выяснить, нет ли подобных коллизий, и если есть, то их нужно устранить, и только потом рассматривать вопросы выдачи лицензии. Один из путей решения вопроса — покупка внешней инфраструктуры владельцем лицензии на недра. Хотя, наиболее оптимальный вариант, конечно же, — существование одного хозяина.

Интервью подготовила Яна Магда