Недостаточное финансирование науки не мешает Украине оставаться в авангарде исследований Южного полюса
Куда едем
Шестой континент с момента своего открытия (16 января 1820 г.) манит исследователей, путешественников, авантюристов со всего мира. Сейчас Антарктида — всемирный заповедник, и ученые из 67 стран ведут там исследования на 40 научных станциях. К слову, одни только аргентинцы разместили в Антарктиде шесть станций. Но оно и понятно, у стран Южного полушария Антарктика под боком. А вот для стран Северного полушария содержание постоянных станций — удовольствие не из дешевых (например, затраты на содержание станций США составляют примерно $300 млн, Великобритании — $150 млн, Японии — $85 млн, России — $15 млн; см. также “Затраты на содержание…”). Неутешительные результаты антропогенного воздействия на окружающую среду, ведущие к глобальному потеплению климата на Земле, стали основной причиной, по которой ЮНЕСКО объявила 2007-2008 гг. (с марта 2007 г. по март 2009 г. — Ред.) третьим Международным полярным годом (прежние полярные годы — 1882-1883 гг. и 1932-1933 гг. — Ред.). В проекте исследований Южного полюса утверждены 16 научных работ, которые будут проводить ученые из Украины, вошедшие в состав 12-й полярной экспедиции.
БИЗНЕС решил рассказать о работе и быте украинских полярников. Итак, в прошлом году Украина отметила свой десятый антарктический день рождения — 6 февраля 1996 г. английская научная станция “Фарадей”, расположенная на острове Галиндез (Аргентинские о-ва) стала “Академиком Вернадским”. Британцам, задумавшим двигаться в глубь материка, “Фарадей” был ни к чему: содержать нерентабельно, а демонтировать дорого. И, заплатив символический 1 фунт стерлингов, Украина стала обладателем поистине королевского подарка: кроме девяти деревянных построек, она получила оборудование, новые дизель-генераторы, полуторагодичный продовольственный запас и уникальный спектрофотометр Добсона для измерения толщины озонового слоя (таких приборов в мире всего 100 шт.). Именно на “Фарадее” было впервые зафиксировано явление озоновой дыры, появившейся над Южным полюсом. Но, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке — перед Украиной были поставлены задачи: продолжать геофизические исследования, проводимые в этом регионе на протяжении более 50 лет, и обеспечить строительство нового хранилища для топлива (что было выполнено, и этот факт отметила во время недавнего посещения зимовщиков принцесса Анна, дочь Елизаветы ІІ, курирующая работу фонда “Антарктическое наследие”). Также вменялось в обязанности сообщать результаты метеорологических исследований международным центрам погоды в течение 10 лет. 10 лет минули, и теперь Украина — полноправный член элитного антарктического сообщества и встречает Международный полярный год в новом статусе консультативного члена Антарктического договора.
О шторме в проливе Дрейка
|
Николай Леонов, — Почти трое суток понадобилось, чтобы преодолеть пролив Дрейка. Шторм нарастал постепенно, достигнув максимума на четвертый день. К тому моменту половина участников экспедиции в каютах изнемогали от болтанки. Метеорологи Виктор Сытов и Вячеслав Скрыпник терялись в определении силы шторма, потому что все приборы зашкаливали за 10 баллов. Брызги ледяной воды резко, словно кнутом, били по лицу. Непрекращающийся ни на секунду рев урагана напоминал гул работающего рядом двигателя реактивного самолета. Ноги не чувствовали опоры, держаться можно было только за страховочный канат, и так передвигаться. Но очень скоро пальцы становились, как клешни у рака, и дубели от холода. Теперь я знаю, для чего на кораблях такие узкие коридоры: во время шторма легче ходить, широко расставив руки, — никогда не упадешь. А лежать в каюте невозможно — сам себе напоминаешь вареник в тарелке: то об один бортик стукнешься головой, то о другой, то вдруг подбросит вверх ногами. Смотреть на небо можно только щурясь — чтобы не рвало глаза ураганом, не секло дождем. Линия горизонта раз за разом отклонялась от вертикали градусов на 30, корабль болтался, как поплавок. В такие моменты особенно опасно: корма под ногами напоминает батут — подкидывает тебя, как циркового акробата, и можно запросто оказаться за бортом. Спасательных лодок было пару штук, жилетов на всех тоже не хватало. Доктор шутя нас успокоил, мол, зачем вам жилеты? В ледяной воде вы сможете продержаться максимум полчаса — чего зря нервничать. После этих слов ничего не оставалось, как начать травить анекдоты. Кто-то, “прогулявшись” по палубе, вернулся и пошутил: “Все. На всякий случай я надеваю чистое белье”. Удивительно, но страшно совсем не было. Была предельная собранность, внимательность, и при этом интерес и готовность что-то делать. |
За чем едем
Первых попавших в Антарктику людей поразило богатство биологических ресурсов, таящихся в ледяных океанских водах. Китобои и зверобои зарабатывали целые состояния за один рыболовецкий сезон, пока международное сообщество не ограничило добычу морепродуктов и не ввело запрет на отлов китов и тюленей. Сегодня в водах Южного океана ведутся не промысловые, а научные работы. “Антарктика — это такой рефугиум (участок земной поверхности, где группа видов животных и растений пережила неблагоприятный период геологического времени, в течение которого на больших пространствах эти формы жизни исчезали. — Ред.), в котором сохранилась древняя фауна, — рассказывает кандидат биологических наук Андрей Утевский. — С этой точки зрения он наиболее интересен, потому что все остальные регионы мирового океана подверглись антропогенному прессу”. Кстати, биологи на “Фарадее” не работали, да и на станцию “Академик Вернадский” они попали лишь несколько лет назад. Здесь они занимаются уникальными генетическими исследованиями. Результаты последних, например, показали, что пиявки, паразитирующие на антарктических рыбах, — самые древние в мире. Казалось бы, ну зачем изучать каких-то там пиявок? Но эти животные пережили в суровых климатических условиях все эволюционные катаклизмы, противостоять внешним факторам им помогли пока неизвестные биологически активные вещества, которые, вполне возможно, могли бы помочь в создании новых препаратов-цитостатиков, чем заняты ученые многих стран. А пока харьковчанин Андрей Утевский открыл 4 новых вида пиявок, которые не водятся нигде в мире, кроме Антарктики. “Мы не знаем, чем это выстрелит завтра, — рассказывает он. — Сегодня это пиявки мелового рефугиума, а завтра мы проследим, как на фауну континента повлияло изменение климата, и сможем правильно спрогнозировать, чем нам грозит глобальное потепление”. Не меньший интерес представляет Антарктида для геологов. Давно доказано, что в недрах материка, некогда составлявшего единой целое с Южной Америкой, Южной Африкой и Австралией, спрятана вся таблица Менделеева. И хоть искать ее на шестом континенте чрезвычайно трудно, геолого-разведочными группами были обнаружены огромные залежи каменного угля, драгоценных и редкоземельных металлов. И массовая добыча их — дело времени. Пока действует вступивший в 1997 г. Протокол по охране окружающей среды, запрещающий любую деятельность по освоению минеральных ресурсов на материке, кроме научной. Но 50 лет — срок его действия — пробежит быстро, и если страны из северного полушария, в том числе и Украина, пока не видят экономической целесообразности в промышленных разработках найденных месторождений, то Аргентина, Чили, Австралия готовы хоть сегодня начать добычу углеводородного сырья, запасы которого специалисты оценивают в 35-50 млрд т условного топлива. Еще одно уникальное богатство Антарктиды — ледники. Сегодня ученые доказали, что талая вода реликтового шельфового льда обладает необычными свойствами: она оптимизирует работу внутренних органов, улучшает состав крови, работу сердечно-сосудистой системы, нормализует водно-солевой баланс. Более того, она обладает выраженным противораковым действием. Пока идеалисты ломают голову над утопическими проектами по транспортировке айсбергов в теплые моря, люди бизнеса находят антарктическим ледникам утилитарное применение. Так, недавно один украинский производитель водки обещал “взорвать” рынок продукцией, обладающей всеми вышеперечисленными полезными свойствами. Удалось ему это или нет, еще неизвестно, но тенденция, как говорится, налицо. Главная же антарктическая “бомба” должна взорваться уже в ближайшее время — к концу 2007 г. На сегодняшний день под почти 4-километровым слоем льда обнаружены 145 озер. Самое известное — озеро Восток под одноименной российской станцией. Воде в этом озере 500 тыс. лет, и ученые предполагают, что в ней могут сохраняться микроорганизмы, бактерии, вирусы и, чем черт не шутит, даже более крупные представители фауны, жившие еще в меловой период. Россияне уже пробурили скважину глубиной более 3 км. Но пока работы прекращены. “Очень сложно решиться нарушить естественную среду обитания тех неизвестных микроорганизмов, которые там наверняка есть, — рассуждает Андрей Утевский. — Чтобы отверстие, пробуренное во льдах, не замерзло, его заполняют специальной смесью керосина и фреона. Если эта смесь попадет в озеро, вода загрязнится. Так что осталось дождаться оборудования, которое позволит не загрязнить ту среду”. В НАСА предлагают использовать экологически чистый зонд, который будет не бурить, а плавить лед. Но это даст возможность не только попасть в законсервированную среду земным микроорганизмам, но и вырваться на поверхность микробам “оттуда” (хоть ученые и не любят об этом говорить, но это факт: велика вероятность того, что на Землю из подледных водоемов попадут неизвестные бактерии и вирусы). “Пробиваться, безусловно, стоит, — размышляет Андрей Утевский. — А не спешат ученые потому, что готовятся к тому неизвестному, что нас ждет. Это научное направление — биоразведка — сегодня хорошо развито в Великобритании, Канаде, США, России”.
О туристах и экстремалах
|
Андрей Утевский, — Как-то мы с озонометристом высадились на небольшой островок возле станции, чтобы подсчитать поголовье гнездовавшихся на нем пингвинов. И тут смотрим — туристический корабль. Спускают “Стаф” (небольшая лодка), причаливают. И, видимо, руководитель группы подходит к нам и спрашивает: “Можно мы пройдем по вашей тропке? Не повредит ли это вашим наблюдениям?”. Представляете? На острове каких-то два мужика, а они разрешения спрашивают высадиться на берег. Походили так чинно друг за дружкой, пофотографировали, а уезжая, еще и спросили: “Вам чем-то помочь?”. Это, кстати, традиционно, туристы всегда предлагают то свежие фрукты, то бутылочку виски. Правда, это были иностранцы. Не знаю, как повели бы себя наши. Интересный случай был и с путешественниками-экстремалами. Пришел к нам однажды катамаран швейцарский. На полюс обычно крейсеры ходят, военные корабли. А тут пластиковая такая лодочка Double Magic. Так мы его прозвали Double Crazy. Как они на нем через льды шли, не знаю, но, приставая к нашему берегу, чуть на мель не сели. По дороге у них сломался руль на гондоле. Чтобы вернуться через пролив Дрейка, им нужен был ремонт. Они зашли на американскую станцию. Там им руль починили, но ставить отказались: “У нас нет лицензии на судоремонтные работы. Если мы это сделаем, то лишимся страховки”. И отправили американцы их к нам на станцию “Академик Вернадский”. “Нам сказали, у вас водолаз есть”. А водолаз — это я. Я морской биолог, у меня 104 погружения. Ну ладно, поставил я им этот руль. Они были в таком восторге, подарили мне швейцарский нож. “Спасибо вашему водолазу”, — говорят. А я им: “Да я не водолаз”. “Как не водолаз, вы же ныряли?”. “Нырял, но я не водолаз. Я профессор, член-корреспондент и так далее”. Они еще долго ахали: у американцев водолаз не сумел, а тут профессор… |
Кого везем
Всегда казалось, что попасть на Южный полюс — это вроде как полететь в космос. Но, выяснилось, устроиться на работу на полярную станцию проще простого — достаточно прийти в Национальный антарктический научный центр, написать заявление и заполнить анкету. Еще романтикам надо обладать богатырским здоровьем, устойчивой психикой и владеть полезной специальностью. “Я впервые увидел фото Антарктиды в Киевском университете и “заболел” ею, — рассказывает Александр Прокопчук, электрик, участник 8-й и 12-й экспедиций. — Решил попробовать, подал документы. Пройдя конкурсный отбор, попал в технический состав группы, обеспечивающей жизнедеятельность станции. Кроме меня сюда входят еще системный механик, дизель-механик, доктор, повар. Остальные — “научники”. В этом году в составе экспедиции 14 человек, из них два биолога”. Но для большей части зимовщиков первый опыт работы на станции становится и последним. Хотя есть настоящие “морские волки”, которые стремятся в Антарктиду вновь и вновь. Нельзя сказать, что едут они туда за длинным рублем — средняя зарплата полярника составляет $1 тыс. в месяц. Андрей Утевский смеется: “Находясь там, я понял, что такое коммунизм: работаешь в свое удовольствие, все у тебя есть и для работы, и для отдыха, да еще и деньги платят”. Конечно, случается, что однообразные полярные будни, когда один день похож на другой, действуют на психику. Представьте: завтрак, уборка снега возле домика (иногда за ночь надует его столько, что невозможно открыть дверь), потом измерения, записи в журнал, обед, снова снег, записи, короче, работа, ужин и, наконец, сон. И так каждый день. “Нет, разумеется, бывает свободное время, — продолжает Александр Прокопчук. — Например, по вечерам у нас обязательно показывают кино, можно связаться по радио или электронной почте с домом”. А еще можно “зависнуть” в баре. “Он у нас лучший на континенте, — с гордостью говорит Владимир Бочкарев, член Национального антарктического научного центра. — Бильярд, фотографии всех зимовщиков, китобойное снаряжение”. А если уж совсем невмоготу и захочется побыть в одиночестве, можно переплыть на соседний островок Винтер, где стоит дом-музей полярника Джеймса Ворди. И там в тишине посидеть, полистать дневники, подумать о вечном, посчитать пингвинов, наконец. Зверье в тех краях непуганое, поморники, например, запросто могут развязать шнурки у ботинок, пока вы будете обозревать окрестности в бинокль. Из хищников стоит опасаться только морского леопарда. “Он мне где-то процентов 10 спусков под воду запорол, приходилось убегать”, — жалуется Андрей Утевский. Но вообще каких-то серьезных проблем внутри так называемых малых групп не случается: в Антарктиду просто не берут людей импульсивных, даже склонных к риску “отбраковывают”. Так что самые бурные эмоции может вызвать только какое-нибудь научное открытие или… субботний обед. Обычный рацион на станции обилен, но однообразен: мясо с мясом, как говорится. И что-нибудь вкусненькое от повара в субботу, выходной день, доставшийся в наследство от британцев, приветствуется. К слову, все зимовщики возвращаются на землю, заметно прибавив в весе. Впрочем, если нет желания работать в Антарктиде, а побывать там хочется, можно съездить на экскурсию. Обойдется это удовольствие в $10 тыс. Можно, конечно, и дешевле — договориться за $5 тыс. с яхтсменами, правда, безопасность в этом случае никто не гарантирует. Сегодня туризм в Антарктику — хорошо отлаженный бизнес. Туристов на станции за сезон (а это декабрь — февраль, тогда на Южном полюсе лето) бывает до тысячи человек. Из них украинцев можно пересчитать пока по пальцам. Но что радует, Украина — совсем еще новичок в освоении Южного полюса — ставит перед собой научные задачи действительно планетарного масштаба. А решать их берется горстка людей, для которых бескрайние льды самой южной точки Земли становятся родным домом на целый год.
О проблемах
|
Владимир Бочкарев, — Одним из условий передачи нам станции “Фарадей” было строительство бака для хранения топлива. Доставшийся от англичан резервуар прослужил 50 лет, он давно вышел из строя. Чтобы подлатать, его надо очистить, а для начала — полностью освободить. Но это невозможно. В Антарктиде топливо — это жизнь. Это не пустые слова, как-то (ребята рассказывали) заглох дизель на станции. Когда он работает, все время стоит небольшой гул. И тут вдруг среди ночи полная тишина. Все, кто спал без задних ног, мигом вскочили и кинулись выяснять, в чем дело. История с топливным баком тянулась 10 лет. Сначала долго не могли найти денег, потом институт им.Патона создавал один проект, другой. Тут кончились деньги, и все заглохло. А из Британской атлантической службы каждый год приезжала комиссия — вы не выполняете обязательства. Наконец, в Кировограде нашлись энтузиасты, которые нам сварили 400 деталей для бака. Но тут новая проблема — как их доставить? Корабля своего у Украины нет, специального оборудования, чтобы эту огромную многотонную конструкцию перенести с корабля, тоже нет. Пришлось купить телескопический кран в Австрии, а о доставке договариваться с одной аргентинской фирмой. И вот ведь какой несчастливый проект: во время транспортировки корабль попал в серьезный шторм, так что мы чуть было не остались без этого многострадального бака. И все же в прошлом году мы наконец-то рассчитались с британцами: построили бак. Для Украины это, не побоюсь сказать, подвиг. И теперь станция наша, мы никому ничего не должны. |