2005-04-27

Азербайджан. Вложит ли Китай инвестиции в азербайджанский сектор Каспийского моря?

На состоявшемся 22 апреля в Кишиневе саммите ГУУАМ не осталось незамеченным весьма осторожное поведение президента Азербайджана Ильхама Алиева.

Сначала азербайджанский лидер долго колебался с принятием окончательного решения относительно участия в саммите. Затем он подтвердил, что прибудет в Кишинев 21 апреля с двухдневным визитом, но с оговоркой, что в целях поездки значится не участие в саммите, а встреча с президентом Молдавии Владимиром Ворониным. В итоге И.Алиев принял участие в мероприятии и даже высказался о важности обмена опытом создания автономий на конфликтных территориях в рамках ГУУАМ и предложил разработать единые механизмы и подходы к урегулированию региональных конфликтов в Приднестровье, Нагорном Карабахе, Южной Осетии и Абхазии.

Конечно, в свете последних событий официальный Баку задумался о возможных последствиях сотрудничества со странами – экспортерами «цветных» революций. Но и не исключено, что на мысль о необходимости более взвешенного подхода к участию в ГУУАМ и вопросам регионального сотрудничества президента АР подтолкнули, в том числе итоги мартовского визита в Китай.

В преддверии визита в Китай президент страны и посол АР в КНР Яшар Алиев в интервью китайским СМИ неоднократно подчеркивали заинтересованность азербайджанской стороны в более активном участии китайских компаний в освоении нефтяных месторождений, в первую очередь, в азербайджанском секторе Каспия. Они подчеркивали, что между Азербайджаном и Китаем «нет каких-либо разногласий в области политики» и отмечали, что главная задача сторон - расширение торгово-экономического сотрудничества. И.Алиев также заявлял, что «предстоящий визит в Китай даст большой толчок развитию всесторонних отношений - политических, экономических и гуманитарных».

Однако, как ранее сообщал Казинформ, визит в Китай 17 –19 марта носил необременительный характер для азербайджанского лидера, о чем свидетельствовали время подписания двусторонних документов о сотрудничестве и продолжительность переговоров. В первый же день визита стороны подписали в общей сложности 13 соглашений о сотрудничестве, большинство из которых носило межведомственный характер.

Результаты переговоров И.Алиева с китайскими руководителями показали, что Китай пока воздерживается и не готов к активному сотрудничеству с азербайджанскими нефтяниками в области разработки нефти на Каспийском шельфе.
Выступая в Пекине на прошедшем в рамках визита азербайджано-китайском бизнес-форуме, президент И.Алиев подчеркнул заинтересованность своей республики в китайских инвестициях в нефтегазовую отрасль страны и с некоторым недовольством отметил, что «хотя Китай и заявляет о наличии интереса к такому сотрудничеству, но он не предпринимает активных шагов в этом направлении».

В настоящее время в Азербайджане работают две дочерние компании Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) – “Shengli” и “Great Wall drilling”, которые стремятся расширить свое участие в добыче нефти на практически отработанных скважинах на материковой части Азербайджана. Китайская сторона проявляет также интерес к участию в строительстве нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан годовой мощностью 50 млн. тонн.

В 2004 году внешнеторговый оборот между Китаем и Азербайджаном составил 184 млн. долларов, в том числе объем экспорта азербайджанской нефти и нефтяной продукции в Китай превысил 40 млн. долларов.

В интервью посол Азербайджана в КНР Яшар Алиев рассказал, что китайские специалисты ссылаются на отсутствие в Китае достаточного опыта и современных технологий для бурения на шельфе.

Высказывается также предположение, что нежелание китайцев вкладывать средства в азербайджанский каспийский шельф, обусловлено отсутствием точных данных о наличии и запасах нефти в этом районе, хотя Азербайджан уже сообщил о своих прогнозах, в соответствии с которыми в нынешнем году добыча нефти составит 20 миллионов 750 тысяч тонн.

Но на фоне заявлений китайских нефтяников об отсутствии технологий добычи нефти в морских условиях, примечательно, что во время визита в Казахстан в начале текущего месяца заместитель председателя Госкомитета развития и реформ КНР Чжан Гобао выразил желание китайской стороны «активизировать свою инвестиционную деятельность в нефтяной отрасли, в том числе в казахстанском секторе Каспийского моря». Руководитель китайской делегации также подчеркнул необходимость ускорения работы по изучению возможности строительства казахстанско-китайского газопровода.

Выходит, что есть у китайцев и технологии и необходимые финансовые средства, а причина кроется только в сомнениях о необходимости и целесообразности вхождения в азербайджанский сектор Каспия? Инвестиции в нефтегазовый сектор обычно требуют больших финансовых затрат и делаются с расчетом на долгосрочную перспективу, а у Китая нет уверенности в предсказуемости внешней политики Азербайджана, с большими надеждами смотрящего в сторону НАТО.

По большому счету, китайские руководители являются осторожными прагматиками. Их не особенно затрагивают российско-азербайджанские коллизии, выражающиеся в намерении азербайджанской стороны после пуска осенью текущего года Основного экспортного трубопровода (ОЭТ) Баку–Тбилиси–Джейхан вытеснить Россию со своего нефтяного рынка посредством приостановки экспорта своей нефти по трубопроводу Баку–Новороссийск. Без особых эмоций отслеживает Пекин и, в некоторой степени, антироссийскую направленность образования ГУУАМ, членом которого является Азербайджан. С таким же вежливым спокойствием китайские лидеры Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао приняли от И.Алиева уверения в дружбе.

Но гораздо большее значение для Китая имеет стремление Азербайджана к сближению с НАТО, что подразумевает возможное вхождение республики «под крыло» США, что отнюдь не может радовать китайскую сторону. В таких случаях китайская сторона констатирует, что готова инвестировать только те проекты, которые могут дать гарантированную прибыль в ближайшее время.

Поэтому создается впечатление, что перспектива получения Азербайджаном больших китайских инвестиций будет увязана с политической ориентацией страны в сторону НАТО или Шанхайской организации сотрудничества, ведущую роль в которой играет Китай.

Казинформ