2007-09-06

Алмазная королева

Петербурженка Наталия Сарсадских открыла миру уникальный метод поиска алмазов. Сегодняшнее богатство Якутии - это ее заслуга. Но Сарсадских ничего не получила в благодарность.

Алмазная королева

Всю свою долгую жизнь (а ей уже 91 год!) она прожила в Петербурге в полной безвестности и крайней нужде. Вся слава и почет были отданы совсем другой женщине - Ларисе Попугаевой. По воле судьбы и прихоти советских начальников именно она стала первооткрывательницей алмазных месторождений. В Якутии ей даже поставлен памятник. Наталия Сарсадских была на его открытии. Сложно представить, какие тогда ее обуревали чувства.

«Я ползала по тайге беременная»

В ее небольшой двухкомнатной квартире время будто бы остановилось. Тахта, два кресла, желтый торшер - такой интерьер считался современным в 60-ые годы прошлого века, когда вся молодежь делилась на лириков и физиков. Геологи вообще считались вне конкуренции. Экспедиции в таежные леса казались настоящей романтикой!

- Какая романтика, - машет рукой Наталия Николаевна. - Это была адская работа. На животе ползали, изучая мельчайшие песчинки. Как потом шутили геологи, искали алмазы «животным способом».

Она приехала в сибирскую тайгу в 1953 году. С напарником Федей Беликовым на резиновых лодках сплавилась по Тунгуске. Как жива осталась, неизвестно. Наталия Сарсадских работала в тайге: будучи на последних сроках беременности!

- Конечно, рисковала! - улыбается она. - Однажды верховой олень так сбросил меня с седла, что пришлось сутки лежать в палатке, отлеживалась.

Сейчас такой профессиональный энтузиазм назвали бы неоправданным риском или просто глупостью. Но в то время ничего не было важнее долга. Советскому Союзу после Великой Отечественной войны срочно требовались драгоценные камни - страну нужно было поднимать из руин.

- Как-то в зиму попали, - рассказывает о пережитом Наталия Николаевна. - Нас преследовали волки. А потом проводник заблудился, завел меня не в то место.

«Меня называли Бабой-ягой»

По заданию Центральной экспедиции Сарсадских искала минералы - спутники алмазов. Она считала, что в этом разгадка тайны алмазов. И попала в точку!

- Была теория, что некоторые породы являются носителями алмазов. Я брала пробы и долбила их в медной ступе, а потом мыла их в обычной алюминиевой миске. Геологи называли меня за это Бабой-ягой и в шутливых шаржах рисовали меня со ступой.

Сарсадских ездила в Сибирь три года подряд. В последнюю экспедицию она поехала, взяв себе в помощницы Ларису Попугаеву. Та только училась геологии и не имела никакого практического опыта.

- Но работа была несложной, - говорит Сарсадских. - Мыть шлихи она научилась еще в Ленинграде. Тренировалась на пляже Петропавловской крепости, мыла там простой песок.

Разделившись на два отряда, они прошли по реке Далдын, в песчаниках которой и были найдены гранатовые зерна. Как потом выяснится, это были кимберлиты - постоянные спутники алмазных месторождений.

- Эти минералы я не видела ни в одной породе, которые изучала раньше. Приехав в Ленинград, я пересмотрела все таблицы - ничего подобного мне не встретилось!

Сарсадских подвела собственная деликатность. Надеясь только на свои силы, она не показала гранатовые зерна мужу - известному минералогу Александру Кухаренко. Он, кстати, хорошо знал, что представляют собой кимберлитовые пиропы. В Африке они были уже известны как верные спутники алмазов. Покажи она мужу находку вовремя, и кимберлитовые пиропы остались бы в Центральной экспедиции. Тогда бы никто не посягнул на победу ленинградской партии № 26, которую возглавляла Наталия Сарсадских.

«Попугаева меня предала!»

Но формальности оказались сильнее. Лариса Попугаева первой нашла кимберлит - «нить Ариадны», которая привела геологов к алмазному месторождению. Это была знаменитая впоследствии на весь мир трубка «Зарница», после ее нахождения в стране открыли более 30 кимберлитовых трубок. Они стали основной крупнейших промышленных месторождений. Сегодня там работают горно-обогатительные комбинаты. Построены новые города Мирный, Удачный, множество поселков, аэропорт. Край богатейший!

А тогда, в 1954 году, Наталия Сарсадских и Лариса Попугаева оказались в эпицентре почти детективной истории.

- Поскольку все было засекречено, у нее отобрали все образцы. А потом взяли в тиски и заставили перейти из Центральной экспедиции в Амакинскую. Ее начальник никак не мог смириться с тем, что две, как он считал, никчемные бабы, которые копошились у него под носом, сделали такое открытие. Он был генералом, руководил еще зэками, которые мыли золото в сибирских реках.

Как потом выяснится, коварный генерал был в родстве с министром геологии Антроповым, а потому делал все, что хотел.

- Это была советская мафия! - уверена Наталия Николаевна.

Несколько лет ей не давали хода в сибирскую тайгу, создавая препоны для работы.

- Некоторые геологи говорили мне, что я приезжаю на Далдын «снимать сливки», чтобы я убиралась из Сибири, - с горечью вспоминает Сарсадских. - Приходилось напоминать им, что я имею отношение к тому горшку, в котором эти «сливки» отстаивались.

А Ларису Попугаеву увещеваниями заставили остаться в Сибири. Она подчинилась, не сказав тогда ни слова своей учительнице - Наталии Сарсадских.

- Ее незаслуженно сделали героем, - говорит Наталия Сарсадских. - А на самом деле она просто работала по моему методу. Я считаю, что она меня предала. Хотя она так не думала, считая себя жертвой обстоятельств.

Печально, ведь они были подругами, и очень хорошими. В тайге, где человеческие качества проверяются раз и навсегда, они были незаменимы друг для друга. Лариса даже свою дочку назвала Наташей - в честь Сарсадских. Но сводить сегодня счеты не с кем да и не за чем.

Судьба Ларисы сложилась очень печально. Триумф первых лет обернулся разочарованием. Попугаева называла «Зарницу»… задницей и не любила вспоминать о том времени. Она умерла рано - в 54 года.

- Сама себя загубила, - вздыхает Сарсадских. - «Зарница» ей счастья не принесла.

50 тысяч рублей вместо миллионов

Можно считать, что Наталии Николаевне в итоге повезло. Она все-таки дожила до своего звездного часа. Диплом первооткрывателя якутских алмазов она получила спустя почти полвека! Но вознаграждение (по закону ей полагается пятьсот МРОТ) от государства она не дождалась. Только алмазодобывающая компания «Алроса» подарила ей на юбилей 50 тысяч рублей.

- Никогда в жизни я не держала в руках такой крупной суммы! - говорит Наталия Николаевна.

Именем Сарсадских назван крупный алмаз в 73 карата. Правда, вместо драгоценного камня ей подарили обычную стекляшку - кварц, по форме и весу напоминающий алмаз. Но Сарсадских рада и этой безделушке. Никогда в жизни она не носила драгоценностей.

- Меня однажды чуть не арестовали. Никогда этого не забуду, - смеется она. - Привезла из тайги несколько образцов алмазной породы. Один был очень интересный - алмаз «сидел» прямо в породе. Все в институте бегали - смотрели на него. И кто-то донес обо мне в органы. Приехали, изъяли у меня алмаз. К счастью, не посадили.