“Альфа” штурмует скважину
Но нужно ли мешать тем, кто работает?

Как известно, открытое акционерное общество «Укрнафта» — это одно из бюджетообразующих предприятий нашей страны. Кроме того, его социальная функция заключается также в поддерживании на минимально возможном низком уровне цен на нефтепродукты, реализующиеся на отечественном рынке. И первое, и второе требует немало усилий. И самое главное — наращивание добычи углеводорода.

Как свидетельствует статистика, компания это задание выполняет. За 9 месяцев 2006 года (в сравнении с аналогичным периодом прошлого) добыча нефти с конденсатом предприятиями общества возросла на 83,1 тысяч тонн (3,6%) и составила около 2,4 миллиона тонн, что больше запланированного на 78,5 тысячи тонн. Возросла и добыча природного газа (на 88,8 млн. кубометров, или 3,7%) и достигла 2,5 миллиарда кубометров. Рост добычи можно прогнозировать и далее, потому что за этот период введено в эксплуатацию 30 новых скважин (21 нефтяную и 9 газовых), что соответствует запланированным показателям, а объемы бурения составляют 106 тысяч метров (больше запланированного на 0,5 тыс. м).

На предприятиях компании, по данным ее пресс-центра, возросло также производство сжиженного газа (на 17,4 тыс. т, или 13,8%) и составило 143,1 тысячи тонн (за 9 месяцев 2005 года — 125,7 тыс. т) и фракции легкой — на 17,7 тыс. т (10,1%), что составляет 192,7 тысячи тонн (за 9 месяцев 2005 года — 175,0 тыс. т), что больше запланированного на 18,8 тысячи тонн (планировалось 173,9 тыс. т).

Но можно ли ожидать от персонала компании еще более высоких показателей? Но, как известно, нет пределов совершенству. Кроме разве что тех, что создает родное государство, которое постоянно контролирует, не упала ли где-то там случайно какая-то капля нефти на землю и не спряталась таким образом от налогообложения. Пресс постоянных проверок правоохранительными и другими контролирующими органами становится невыносимо тяжелым. Департамент экономической безопасности и режима компании отмечает, что в 2006 году значительно возросли нагрузки на работников общества, связанные не с производственной деятельностью, а с необходимостью личного участия в проведении плановых и внеплановых проверок, а также подготовкой и предоставлением значительного объема информации. Анализ, проведенный департаментом, свидетельствует о том, что за тех же девять месяцев 2006 года общество стало объектом более чем 100 проверок. Только согласно плановым заданиям на их проведение было потрачено 664 дня.

Если в 2005 году бухгалтерский учет в компании проверяли 24 специалиста на протяжение 357 дней, то за 9 месяцев 2006 года — 31 человек на протяжение 331 дня. Следовательно, проверяющие почти ежедневно присутствовали как в центральном аппарате, так и в структурных единицах общества. Трижды в течение 2006 года компанию и ее подразделения проверяли бригады представителей различных ведомств под руководством Генеральной прокуратуры. Предметом проверок были все направления финансово-хозяйственной деятельности, включая и соблюдение обществом природоохранного законодательства.

В августе 2006 года по представлению Главного управления борьбы с коррупцией и организованной преступностью (БКОП) СБУ председателем апелляционного суда г. Киева вынесено постановление, согласно которому работниками налоговой администрации проведена внеплановая проверка центрального аппарата и трех структурных единиц. Нарушений действующего законодательства при этом не обнаружено. Несмотря на это, в августе нынешнего года по указанию Генеральной прокуратуры работниками главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД и его подразделениями на местах начата проверка по тем же вопросам, которые уже были предметом предыдущей проверки.

В процессе всех этих проверок опять же не обнаружено никаких существенных нарушений финансово-хозяйственной деятельности и действующего законодательства Украины со стороны работников ОАО «Укрнафта».

Но потеря рабочего времени стала существенной проблемой для общества. Отмечается стойкая тенденция к ее увеличению. Если за весь прошлый год поступил 271 запрос на подготовку разнообразных документов и их копий, справок, оказавшихся нужными проверяющим, то за девять месяцев нынешнего года — уже более 500. Наибольшую динамику здесь продемонстрировали органы внутренних дел (113 запросов против 96), прокуратура (69 против 36), Государственная налоговая администрация и налоговая милиция (240 против 210). Значительное количество запросов на получение информации касается непосредственно производственной деятельности общества и в большинстве случаев для их предоставления нет достаточных правовых оснований.

Много рабочего времени работниками общества теряется при посещении правоохранительных и контролирующих органов (по их вызовам), что в значительной степени отражается на выполнении функциональных обязанностей и влияет на производственный процесс и психологический климат в коллективах. Если в прошлом году таких вызовов было около 150, то в текущем году уже более 250.

Яркие примеры расточительства рабочего времени можно было наблюдать в ходе расследования дела, возбужденного в марте текущего года относительно должностных лиц нефтегазодобывающего управления «Черниговнефтегаз» прокуратурой Черниговской области по признакам преступления, предусмотренного ст. 240 Уголовного кодекса Украины (… незаконная добыча полезных ископаемых). По этом делу свидетелями в правоохранительные органы вызывалось более 120 служебных лиц. Было проведено большое количество экспертиз и экспериментов. Но ведь еще во время доследственной проверки работникам прокуратуры были предоставлены все документы, свидетельствующие о том, что после окончания действия лицензии Госкомгеологии Украины на использование недр эксплуатация скважины согласно распоряжению № 268 от 31.03.2004 года была прекращена и все необходимые расчеты проведены. Дело явно не имело судебной перспективы.

Анализ уголовных дел против работников компании, проведенный упомянутым департаментом, свидетельствует, что большинство из них возбуждены по надуманным мотивам, безосновательно, без наличия достоверной информации, свидетельствующей о преднамеренном совершении преступления. Поэтому, отмечают аналитики, создается впечатление, что возбуждение уголовных дел и проведение следственных действий (обысков, изъятий и допросов) преследуют лишь одну цель: создание негативного имиджа ОАО «Укрнафта».

Так, нельзя понять логику следователя прокуратуры Сумской области, в производстве которого было уголовное дело, возбужденное по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 240 (… незаконная добыча полезных ископаемых) и ч. 2 ст. 364 (Злоупотребление служебным положением) Уголовного кодекса Украины. Для проведения обыска с целью изъятия документов в помещениях Качанивского газоперерабатывающего завода и нефтегазодобывающего управления «Охтырканефтегаз» им были задействованы даже работники спецподразделения СБУ «Альфа». Но ведь ни отказа в предоставлении необходимых документов, ни какого-либо сопротивления со стороны руководства отмеченных структурных единиц не было. При этом во время обыска на Качанивском ГПЗ безосновательно по требованию следователя было остановлено откачивание тяжелого остатка углеводородов, что привело к нарушению производственного процесса и материальному ущербу для предприятия.

Не способствовали развитию производства и 30 изъятий документов и обысков, проведенных в помещениях ОАО «Укрнафта» и его структурных единиц. Такие действия правоохранительных органов приносят вред деловой репутации общества, нарушают нормальный производственный процесс, морально влияют на работников и мешают им работать с должной производительностью.

К сожалению, по данным департамента экономической безопасности и режима ОАО «Укрнафта», надлежащего отношения к своим служебным обязанностям со стороны правоохранителей не наблюдается, когда речь идет о действительных нарушениях имущественных прав государства и компании. На протяжении нынешнего года департамент отправил 30 писем с просьбой активизировать раскрытие преступлений, совершенных по отношению к работникам и имуществу общества (разбойные нападения на АЗС, кражи имущества, врезки в трубопроводы, создание мини-заводов и установок для переработки украденной нефтегазовой смеси, заявления относительно преступных группировок, причастных к хищению нефти и газового конденсата). К сожалению, как утверждают работники департамента, правоохранительными органами они фактически проигнорированы. Даже не на все письма получен ответ…