Из народных депутатов в министры экологии в 31 год – скорость сродни спортивной машине. В случае с Павлом Игнатенко для сравнения лучше автомобиля, чем Alfa Romeo, не найти. И дело – только в том, что Павел Николаевич имел некоторое отношение к «Альфа-Капитал», а сам он, как судачат, немного Ромео…
Менеджер с «Альфа»-прошлым
Назначение Павла Игнатенко на должность министра охраны окружающей среды было, прям таки, неожиданным. Он пополнил число самых молодых и в то же время непрофильных министров, который никогда не занимался вопросами экологии и охраны окружающей среды. После окончания института со специальностью экономиста он 10 лет работал в дочерней структуре российского инвестиционного гиганта «Альфа–Капитал Украина». И это было его единственное место работы. «У меня нет никакого своего бизнеса. Я действительно не имею деловых интересов в сфере экологии и считаю, что иметь их – это аморальным и преступным», – уверял в своем первом интервью до этого времени непубличный министр Игнатенко. Он также поведал, что был «управляющим директором «Альфа–Капитала» с момента ее создания. И имел отношение к созданию этой структуры, к созданию всех проектов, которые были у «Альфа–капитала», руководил отдельным блоком – долгосрочными инвестициями. Я управлял проектами не только в медийной сфере – но в энергетике, нефтепереработке…».
И здесь вот начинается самое интересное, ведь деятельность «Альфы» кроме прочего распространяется на такие сферы бизнеса как добыча нефти и газа. Так что Виктор Ющенко как нельзя кстати ликвидировал Государственный комитет по природным ресурсам, возложив выполнение его функций, в частности таких, как выдача лицензий на работу с добычей нефти и газа, на возглавляемое бывшим «альфа»-менеджером Минэкологии. Этим же указом Президент передал природоохранному ведомству и полномочия по управлению государственными корпоративными правами НАК «Недра Украины». Правда, недавно председатель правления другого НАКа – «Нефтегаза» – Алексей Ивченко обратился к Виктору Ющенко с просьбой ликвидировать «Недра Украины», которая создавалась для разработки месторождений нефти и газа, а также передачи их в эксплуатацию «Нефтегазу». Но что-то не верится, что Президент отберет у Игнатенко такой «лакомый кусочек». Косвенно это подтверждает и недавнее назначение на должность первого зама министра экологии академика Украинской нефтегазовой академии, «почетного разведчика недр» Степана Лизуна, уже пребывавшего на аналогичной должности в 2000-2001 году, а потом несколько лет в ранге первого зама госсекретаря Минэкологии и природных ресурсов.
Кроме Лизуна, из новых назначенцев в замы к министру пришла Елена Яворская – бывший начальник областного управления экологии и природных ресурсов Винницкой ОГА и глава областной организации Украинской народной партии. До остальных замов руки пока не дошли.
Похоже, у Президента особое отношение к Павлу Николаевичу, который в 2002 году из «Альфы» в народные депутаты прошел по личной квоте Виктора Андреевича. Именно это обстоятельство дало повод считать Игнатенко представителем одного из спонсоров «нашеукраинцев» и говорить о присутствии «Альфа»-капитала в избирательной кампании Ющенко, хотя нынешний министр это всячески отрицает. А пока нефтяное подразделение «Альфы» ТНК-ВР включилась в нефтескандал и спокойно себе качает нефть по украинскому трубопроводу в реверсном режиме – из Брод в Одессу и далее морем – на экспорт. Но это уже совсем другая история.
В «Нашей Украине» Павел Николаевич крутится в пределах группы «Разом» во главе с Николаем Мартиненко, куда входят Давид Жвания, Александр Третяков, Роман Бессмертный, Евгений Червоненко, Николай Катеринчук и Александр Морозов. Впрочем, креатуру Игнатенко принято считать всецело креатурой Николая Мартыненко, и пока нет причин думать, что это не так. В то же время нет еще и оснований для того, чтобы подозревать друзей Мартыненко и Игнатенко в использовании политики для бизнеса.
Возглавляя на выборах Севастопольский избирательный штаб, Игнатенко честно принес Виктору Ющенко 8% голосов. Много это или мало? Для Виктора Андреевича, конечно, капля в избирательном море, но для Севастополя – более чем круто.
Во время выборов без участия Игнатенко не проходило ни одной политической разборки, будь то Мукачево или Донецк, он ставал на защиту своих однопартийцев. К тому же, отметился при новой власти тем, что своевременно как физическое лицо подал иск в суд против Фонда госимущества и Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, считая, что его права, как и каждого гражданина, живущего в этой стране, были нарушены при приватизации «Криворожстали». Так что, как говорится, получил должность по заслугам. Но по специальности ли?
И хотя менеджерских способностей 31-летнему Павлу Николаевичу не занимать, однако до сих пор мы можем констатировать (кроме наличия хороших намерений) только отсутствие реальных шагов на посту министра.
Премьер-министр Юлия Тимошенко, представляя Игнатенко на заседании парламента как нового министра, сказала: «Опытный специалист и прекрасный организатор, владеет глубокими аналитическими способностями, может управлять и руководить большими коллективами, и главный критерий – высокая честность, порядочность и неспособность лоббировать чьи-либо интересы, кроме государственных». Сам Павел Игнатенко заявил, что схема продажи лицензий на аукционах будет четкой и прозрачной, гарантируя, что вся информация по продаже любой лицензии будет присутствовать в прессе. «Если будет возможность поставить веб-камеру и транслировать аукцион в Интернете, я это сделаю», – сказал он. Но как проститься с «Альфа»- прошлым и уйти от «Альфа»-нынешнего?..
Эко-Министерство
В свой первый день как министр Павел Игнатенко предложил академикам, представителям науки неформально встретиться за чашкой чая и поговорить на эко-темы, а министерству – работу по четырем направлениям. Во-первых, «работа с наукой», которую будут постоянно привлекать для решения эко-проблем, во-вторых, с международными организациями, Мировым банком ради эко-финансов, в-третьих, с общественными организациями и партиями и, в-четвертых, с профильным комитетом Верховной Рады и народными депутатами.
31 марта министр также ловко расправился с пикетчиками, выступающими против вопиющих фактов запугивания со стороны одного из представителей Министерства экологов и его печальной роли в принятии решения о строительстве канала Дунай – Черное море через гирло Быстрое, что привело Украину к растрате бюджетных средств и ряду международных скандалов. Павел Николаевич пригласил всех в министерство, устроил публичное выяснение отношений между пикетчиками и виновниками скандала, пообещал «разобраться и наказать», наполнив сердца протестующих духом победы. Так вот было учтено общественное мнение, что, похоже, министру понравилось.
И он снова к нему обратился, объявив до 25 мая на сайте Министерства интерактивный опрос: «Если бы я был министром охраны окружающей среды, чтобы я сделал для улучшения окружающей среды своего города, поселка городского типа, села?». В ответе необходимо указать название своего населенного пункта, численность населения и основные экологические проблемы, которые респондент хотел бы решить, как министр. Кроме того, предложения, собранные в ходе этой акции, будут использованы для определения приоритетных направлений работы министерства. Так что можете написать Игнатенко, что ему надо делать следующие 100 дней.
В общем, как министр, Павел Игнатенко считает своей задачей создать такую структуру Министерства, которая бы работала в рамках законов по определенным заданным принципам, как саморегулирующий механизм, и не зависела от фамилии министра. У него появилась даже своя эко-идеология, которая состоит в том, что «важнее чистой окружающей среды может быть только чистая душа».
В ближайшей перспективе особое внимание Министерством будет уделяться строительству заводов по переработке бытовых отходов, потому что министр считает, что бытовые отходы должны не храниться, а перерабатываться. Игнатенко также уверяет, что из других стран никто отходы ввозить в Украину не будет.
Кроме того, в планах Минэкономики увеличить количество заповедных территорий в Украине почти вдвое и достичь 10-12% общей территории. Естественно, Игнатенко твердо намерен не допустить использования заповедных территорий не по назначению, и предрек появление 5 национальных заповедников. По словам министра, с самозахватом территорий заповедников начнут бороться с помощью авиации. Особенно в Крыму, где Министерство внедрило программу контроля с воздуха и уже в первых числах июня с Киева отправят спецсамолет, который будет делать цифровое снимки заповедных территорий.
Украина также пока не будет продавать части своей квоты по выбросам в атмосферу загрязняющих веществ другим странам. Ведь необходимо тщательно изучить, какой процент этой квоты, предоставленной по Киотскому протоколу, используется самой Украиной, и у министра есть опасения, что продавая квоты сейчас, потом Украине самой придется их покупать.
Правда, Министерство проводит Всеукраинскую акцию «Зеленый росток будущего», в рамках которой даже руководство страны попиарилось, высадив деревья в столичном Парке Славы. А еще к осени Министерство планирует издать брошюру, в которой будет полностью изложена экологическая ситуация по регионам Украины и распространять ее в сети книжных магазинов.
Вот и весь скромный перечень не сделанного, но сказанного министром экологии Павлом Игнатенко. Впрочем, как уверяет Павел Николаевич, оценивать работу министерства охраны окружающей среды люди должны не по цифрам, а по чистому воздуху, воде и территории. С нашей-то экологией, боюсь, оценки в ближайшем будущем будут не очень…