Якутия находится на пороге осуществления грандиозных инвестиционных проектов, предусмотренных программой развития РС (Я), недавно рассмотренной на заседании Правительства РФ. Для их осуществления до конца 2020 года потребуется вложить астрономическую сумму – два с половиной триллиона рублей. Речь идет о строительстве каскада ГЭС на юге республики, железной дороги до Якутска, и далее до Магадана, освоении различных месторождений полезных ископаемых, сооружении федеральной автодороги Якутск-Иркутск и многом другом. Особняком в этом перечне стоят строительство нефтепровода «Восточная Сибирь -Тихий океан» и в одном с ним коридоре газопровода. Реализация этого мегапроекта даст вторую жизнь нефтегазовой отрасли Якутии, поставив ее в один ряд с алмазодобывающей.
О том, насколько Якутия готова к реализации амбициозных нефтегазовых проектов рассказывает президент национальной нефтегазовой компании «Саханефтегаз», депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Афанасий Максимов.
– Афанасий Николаевич, задача стоит сложная – к концу 2008 года проложить в четырех улусах республики почти полторы тысячи километров «трубы» и начать подачу нефти на Дальний Восток, а также в Китай. Строить нефтепровод, естественно, будете не вы, но вот решать главную задачу, а именно, заполнять его нефтью, придется нефтяникам. Насколько они готовы к решению этой задачи?
– Действительно, к указанному сроку должен быть завершен первый этап строительства нефтепровода "ВСТО". Решение о переносе маршрута трубы, принятое Владимиром Путиным, севернее через территорию Якутии считаю правильным. Мы давно предлагали именно данный вариант строительства нефтепровода. Теперь труба ляжет в непосредственной близости от наших якутских месторождений нефти, и появится возможность экспортировать ее за пределы республики.
Сегодня на территории Якутии наиболее подготовлено к промышленному освоению Талаканское месторождение, которое было открыто, и чьи запасы защищены геологами «Саханефтегаза». Компания «Сургутнефтегаз», которая сейчас там работает, должна в 2008 году добыть один миллион тонн нефти. В дальнейшем этот показатель должен быть увеличен до восьми-десяти миллионов тонн. Также к нефтепроводу "ВСТО" планируется подключить Средне Ботуобинское месторождение, которым владеет «ТаасЮряхнефтедобыча». Это тоже достаточно подготовленное к промышленному освоению крупное месторождение с запасами в 50 миллионов тонн. Нефтяная оторочка Чаяндинского газонефтяного месторождения (ГНМ) составляет до 70 миллионов тонн, И, наконец, Иреляхское месторождение, на котором работает «Иреляхнефть» — дочерняя структура АК «АЛРОСА». Именно с помощью этих крупных месторождений мы должны выполнить основную задачу – наполнить нефтепровод «Восточная Сибирь-Тихий океан» нефтью.
Во время недавнего визита председателя правительства России Михаила Фрадкова в Якутию был поставлен вопрос об эффективности освоения нефтяных месторождений. Наконец-то забрезжила перспектива их реального промышленного освоения. Но проблемы остаются. В последнее время Агентство по недропользованию России проводит невнятную политику в отношении нефтегазовых месторождений Якутии. Многие из них, наиболее крупные, до сих пор не выставлены на аукционы. В 2005 году Министерством природных ресурсов РФ принята Государственная программа лицензирования недр на нефть и газ для районов Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). В соответствие с ней в 2006 году на территории РС(Я) планировалось провести аукционы по 13 участкам недр. Фактически же выставлено на аукционы всего четыре участка. До остальных у Агентства по недропользованию просто не дошли руки. Особенно непонятно, почему не выставлялись предусмотренные программой наиболее перспективные участки, подготовленные и открытые нефтегазоконденсатные месторождения.
В 2006 году планировалось распределить между недропользователями 15 участков недр. Выставлены на аукционы и конкурсы 12 из них. Конкурсы по трём участкам были сорваны и не состоялись. Что касается 2007 года, то в прогнозном перечне проведение аукционов в России якутские месторождения до сих пор не значатся. Они полностью исключены из прогнозного списка!
Из 30 месторождений УВС в распределенном фонде находится всего девять месторождений с общим объемом 201 миллион тонн нефти, что составляет 62 процента от разведанных запасов и 452 миллиарда кубометров газа или всего 18,4 процента от балансовых запасов. То есть практически сорок процентов нефти и более восьмидесяти процентов газа находятся в нераспределенном фонде. Кроме открытых месторождений есть еще лицензионные участки с перспективными запасами, которые нужно разведать и открыть.
Нам непонятна политика Агентства по недропользованию РФ, которое последние три года сорвало ряд аукционов на право геологического изучения пользования недрами, проведение которых было предусмотрено Государственной программой лицензирования недр на нефть и газ для районов Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). Например, в конце прошлого года, без объяснения причин, были отменены сразу три аукциона по перспективным участкам. Все это приводит, к тому, что, несмотря на большое количество разведанных месторождений и участков, они до сих пор не осваиваются, так как не имеют недропользователей, то есть хозяев. Чем мы будем заполнять нефтяную, а затем газовую трубу, если сдерживается приход недропользователей?
Тем не менее, нефть в Якутии есть, на трех наиболее крупных месторождениях ведется интенсивная подготовка к промышленной добыче «черного золота». Дело за малым – своевременным строительством «трубы».
– Если с перспективами добычи нефти, благодаря строительству нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», многое становится ясно, то судьба и сроки освоения газовых месторождений Якутии пока туманны. В республике отстаивают вариант прохождения газопровода в коридоре с нефтяной «трубой», Премьер Фрадков подтвердил идею о едином коридоре. Если это произойдет, то какая роль отводится Якутии в реализации «Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона»?
– Начиная с 1995 года, руководство республики настойчиво лоббировало на федеральном уровне проект строительства газопровода от якутских месторождений газа на Дальний Восток и далее в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Работали мы и непосредственно с нефтегазовыми компаниями. Сначала с корейскими, а, начиная с 1998 года, наладили сотрудничество с китайской государственной корпорацией СМРС.
Во время визита Владимира Путина в Китай, который состоялся в прошлом году, «Газпром» и государственная корпорация СNРС подписали меморандум о строительстве газопровода из России в Поднебесную. В нем объявлено, что будут построены две газовые системы. Одна пойдет из Западной Сибири, вторая – из Восточной. Правда, по последнему варианту окончательное решение еще не принято.
Если помните, несколько лет назад «Газпром» разработал три варианта экспортных поставок газа – «Восток», «Центр» и «Запад». «Восток» -это Сахалин, «Запад» – Ковыкта и «Центр» – Якутия. Первоначально предпочтение отдавалось сахалинскому варианту. Но там уже построен завод по сжижению газа объемом 25 миллиардов кубометров. Возводится еще такой же. Всего там будут сжижать 50 миллиардов кубометров сжиженного газа для потребителей не только России, но и Японии, США, Китая. Так что, как говорится, дай Бог сахалинским месторождениям, обеспечить работой свои заводы. Остаток составит максимум восемь миллиардов кубометров газа, но при этом нужно будет газифицировать Хабаровский и Приморский края, а этого мало. Что касается газа Ковыкты, то там тоже немало проблем. Месторождением владеет компания ТНК-ВР, которая не выполняет лицензионные соглашения. Кроме того, компания «Газпром» в силу непростых отношений, которые складываются в Средней Азии и на Каспии, может в недалеком будущем испытать дефицит газа для подачи в Европу. Поэтому логично было бы ковыктинский газ использовать в качестве страховочного для подачи в европейские страны. В Якутии считают, что целесообразнее газифицировать Дальний Восток РФ и отправлять на экспорт в Китай якутский газ.
В республике накоплен уникальный опыт освоения и использования газовых месторождений. 50 лет назад было открыто первое из них. А спустя всего 12 лет впервые на Дальнем Востоке в условиях вечной мерзлоты был газифицирован город Якутск, а также центральные улусы республики. Почти 40 лет в Якутии добывают газ, строят газопроводы, в том числе и уникальные, такие, как через реки Вилюй и Лена. И этот огромный опыт должен быть востребован.
С 1993 года в республике действует президентская программа газификации населенных пунктов. За это время проложено более трех тысяч километров газопроводов и магистральных сетей. В той же Иркутской, области, где открыто уникальное Ковыктинское газовое месторождение, до сих пор не газифицированы ни Иркутск, ни другие населенные пункты. В Хабаровский край газ пришел лишь в прошлом году, а в Якутии, напомню, этим благом цивилизации пользуются уже сорок лет.
Сейчас якутские газовики готовы добывать 35-40 миллиардов кубометров ежегодно. Считаем, что наш проект более реален и более близок к осуществлению. Тем более, что «Саханефтегазом» совместно с СNРС уже разработано предварительное технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта, которое рассмотрено и одобрено в Министерстве природных ресурсов России. Причем, схема строительства газопровода по данному ТЭО практически совпадает с маршрутом нефтепровода "ВСТО".
– Скоро якутская нефть пойдет на экспорт. Можно надеяться, что такая же судьба ждет и якутский газ. Но, если мы будем только добывать и экспортировать углеводородное сырье, то экономический эффект от такой деятельности будет невысок. Возможно ли развитие на территории Якутии нефтехимической и газоперерабатывающей промышленности? Или она всегда будет лишь минерально-сырьевой республикой?
– Сейчас эта проблема стоит очень актуально. Взять тот же природный газ. Было бы неверно продавать его в том виде, в котором добываем. Мы должны стремиться к получению максимального экономического эффекта, и его можно достичь только при комплексном освоении месторождений.
В этой связи большое значение имеет создание и развитие в республике и других регионах Дальнего Востока газоперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Окупаемость мегапроекта должна достигаться не только за счет поставок природного газа, но и за счет создания новых высокотехнологичных производств, связанных с технологиями извлечения из газа ценных компонентов.
Якутский газ не только топливо, это, прежде всего, содержащееся в нем сырье для нефтехимии, множество продуктов, пользующихся на мировых рынках громадным спросом. В частности гелий, пропан, бутан и так далее.
Первые шаги в этом направлении уже делаются. В рамках программы «Восток-50», разработанной «Газпромом», предполагается на базе уникального Чаяндинского газового месторождения начать строительство объектов газохимической промышленности. Тогда мы будет продавать не только газ, но и продукты его переработки. И такой опыт в Якутии тоже есть. Сейчас в Якутске работает газоперерабатывающий завод, на котором сжижается газ, извлекаются пропан и бутан. Но это лишь первая ласточка. На Средневилюйском газовом месторождении, где добывается газ для Якутска и всей центральной Якутии, до сих пор горят газовые факелы, а вместе с ними и многие полезные компоненты. Мы не только наносим непоправимый ущерб экологии, но и совершаем экономическое преступление. Поэтому дочернее предприятие «Саханефтегаза» – «Якутгазпром» – приступил к строительству своего газоперерабатывающего завода непосредственно на месторождении. Там будут изготавливаться высокооктановый бензин, дизельное топливо, извлекаться пропан, бутан, а самое главное, ввод в эксплуатацию завода позволит погасить газовые факелы, улучшить экологию и принесет дополнительный экономический эффект.
Сейчас Якутия получила реальный шанс поставить крепко на ноги свою нефтегазовую промышленность. И необходимо сделать все, чтобы не упустить его.