2007-04-16

$10 млрд за слово <br><i>Минприроды беспокоит снижение добычи нефти</i>

Обещание извлечь нефть из недр может влететь компаниям в копеечку. Министр природных ресурсов Юрий Трутнев предложил штрафовать нефтяников за недовыполнение плана добычи. Штраф может равняться недополученному казной налогу на добычу. Реализация этой идеи принесет бюджету $10 млрд.

Трутнев обнаружил возможность роста доходов от НДПИ. В минувшую пятницу он предложил штрафовать нефтяников за снижение коэффициента извлечения нефти (КИН). Штраф грозит компаниям, добывшим нефти меньше предусмотренного техническим проектом, сообщает Минприроды. Трутнев предложил сделать штраф равным НДПИ, который компании уплатили бы, добыв столько нефти, сколько обещали в проекте. Альтернативой штрафу может стать лишение лицензии, отмечает представитель Минприроды Ринат Гизатулин. До конца мая идея Трутнева будет оформлена в законопроект. Его цель, говорит Гизатулин, — стимулировать компании более активно и рационально использовать месторождения.

В среднем в техпроектах компании обещают извлечь 40% разведанных запасов, а извлекают 30-35%, говорит Гизатулин. Месторождения гибнут, а государство лишается доходов. В мире этот показатель достигает 50%. Минприроды опасается, что добыча начнет падать: 179 месторождений, на которые приходится 75% нефтедобычи, значительно истощены, а на 1800 новых приходится всего 10% запасов. Эти опасения не лишены оснований, отмечает аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров.

Однако предлагаемый штраф очень высок, а нефтяники и так страдают от тяжелых налогов и недоинвестирования, полагает Нестеров. Повышение коэффициента извлечения на 5 процентных пунктов дало бы в 2006 г. дополнительные 68 млн т нефти, или $5,7 млрд НДПИ, подсчитал Нестеров. А лишние 10 пунктов дали бы бюджету порядка $10 млрд, говорит аналитик “Уралсиба” Алексей Кормщиков.

В реальности штраф будет тем ниже, чем сильнее выработано месторождение, говорит Гизатулин. Прежде всего штрафы коснутся западносибирских месторождений (выработанность — 50-60%), а старым скважинам в Башкирии, Татарстане и Чечне они могут вообще не грозить, отмечает Гизатулин. До уплаты штрафа у компаний будет возможность повысить КИН, говорит он.

Государство должно стимулировать компании рационально использовать ресурсную базу, говорит Геннадий Красовский из “Лукойла”. А “Роснефть” и так планирует увеличить КИН на Ванкорском месторождении, отмечает представитель “Роснефти” Николай Манвелов. Многие лицензионные соглашения заключены по данным произведенной в СССР геологоразведки и сильно отличаются от действительности. Сложно точно оценить реальный КИН, а ошибка даже на 1% обернется штрафами в сотни миллионов долларов, считает аналитик Deutsche UFG Павел Кушнир. Гизатулин говорит, что, если геологические условия требуют изменения условий соглашения, Минприроды на это согласится. Из-за условности оценок соответствия добычи проектному уровню штрафы создадут поле для злоупотреблений, полагает Нестеров.

Опасаясь штрафов, компании будут занижать в лицензионных соглашениях КИН или объемы добычи, думает Кушнир. А угроза штрафа лишь дестимулирует добычу, считает Кормщиков. Иногда будет выгоднее заплатить штраф, чем инвестировать в добычу, соглашается сотрудник нефтекомпании.


НДПИ ПАДАЕТ

В 2006 г. в России добыто 480,5 млн т нефти (+2,2%). Налог на добычу (НДПИ) привязан к мировой цене нефти, в январе — феврале компании заплатили в бюджет 138,9 млрд руб., на 16% меньше, чем год назад (в 2006 г. — 1,38 трлн руб.).