Транснациональные концерны планируют вложить в освоение месторождений на Сахалине миллиарды долларов. Exxon-Mobil собирается приступить к добыче нефти в 2005 году
Русский писатель Антон Чехов назвал Сахалин "островом изгнанников". Он побывал на острове в 1890 году и увидел поселенцев нищими и заброшенными. Нивхи, коренные жители острова в Охотском море, говорили об острове как о собаке с растрепанным мехом.
Посреди нищеты, в которой живут и сегодня жители самого восточного уголка России, их заработная плата составляет 50 долларов США в месяц, должны появиться несметные богатства. Первым предвестником этого является то, что в административном центре острова Южно-Сахалинске за последнее время были открыты двенадцать казино.
Сахалином-1 вплоть до Сахалина-6 называют нефтяные и газовые поля, нанесенные на морских картах, словно по линейке. Они притягивают к себе крупнейшие в истории России инвестиции. В общей сложности речь идет о сумме в 100 млрд. долларов США. На шельфе Сахалина находятся самые значительные в мире месторождения нефти и газа, которые еще предстоит осваивать. России эти месторождения нужны, чтобы соответствовать своей репутации "бензоколонки мира". В настоящее время Россия, благодаря своим месторождениям нефти и газа в Сибири, является самым крупным в мире поставщиком энергоносителей.
Этому не мешает даже то, что бьет тревогу природозащитная организация World Wildlife Fund, считающая, что в результате строительных работ, а также строительства нефтепровода по морскому дну под угрозой оказываются серые киты, собирающиеся летом в водах у острова. Защитники окружающей среды считают, что два миллиона долларов США, которые собирается выделить для наблюдения за китами консорциум во главе с концерном Royal Dutch/Shell в рамках проекта Сахалин-2, это слишком мало.
Только в реализацию проекта Сахалин-1 будет инвестировано двенадцать миллиардов долларов США. В его рамках концерн Exxon-Mobil (его доля – 30 процентов) возглавляет консорциум, в который входят также японская компания Sodeco (30 процентов), российская компания "Роснефть" и индийская компания India’s Oil & Natural Gas Corp. (соответственно по 20 процентов). В рамках проекта Сахалин-2, в который, как считается, вложены десять миллиардов долларов США, крупнейшим инвестором является концерн Royal Dutch/Shell, имеющий долю в размере 55 процентов. В этом проекте участвуют также концерны Mitsubishi (20 процентов) и Mitsui (25 процентов).
Между тем, американский нефтяной гигант Exxon-Mobil заявил, что успешно завершены три пробных бурения на месторождении Чаево. В будущем году американцы собираются там добывать нефть. Это начало реализация крупнейшего нефтегазового проекта на Дальнем Востоке России. Предполагается, что только на месторождении Чаево запасы нефти составляют 2,3 млрд. баррелей (одна баррель – 159 литров) и 480 млрд. кубических метров природного газа. Начиная с 2008 года, на месторождение Чаево должно будет приходиться три процента всей добычи нефти в России.
Условия на Тихом океане крайне неблагоприятные. Сильные шторма зимой, высокая волна, сейсмическая опасность – Сахалин для инвесторов это испытание на мужество. Непросто приходится инвесторам и с российским государством. Концерны Exxon-Mobil и Chevron-Texaco добились лицензий на освоение месторождений по проекту Сахалин-3 одиннадцать лет назад. В прошлом году лицензии были отозваны и переданы государству. Так что пока единственным действующим лицом в рамках проекта Сахалин-3 является государственный концерн "Роснефть". Согласно "Роснефти", речь там идет об инвестициях в сумме 38 млрд. долларов США. Возможная валовая прибыль, по данным государственного предприятия, составит 116 млрд. долларов США.
Для российского государства, вера в которое среди инвесторов сильно пошатнулась в результате истории вокруг крупнейшего российского нефтяного концерна ЮКОС, находящегося под угрозой банкротства, Сахалин – это пробный камень. Там проявляют активность все: Exxon-Mobil, Chevron-Texaco, BP und Royal Dutch/Shell. Ущерб авторитету Кремля нанес именно спор по поводу лицензий на освоение месторождений в рамках проекта Сахалин-3. Концерн Exxon-Mobil, потерявший 80 млн. своих первоначальных инвестиций, говорил об "экспроприации". "Провозглашена эпоха нефтегазового патриотизма", писал российский специализированный журнал "Нефтегазовая вертикаль", в ожидании "постепенной национализации в энергетическом секторе". Журнал не исключает, что "волна усиления государственного влияния в нефтяной и газовой промышленности накроет и другие месторождения на шельфе Сахалина". Следующей жертвой может стать проект Сахалин-2, который реализует чисто иностранный консорциум и в рамках которого речь тоже идет об инвестициях, выраженных двухзначной цифрой миллиардов долларов США.
Тем не менее, нефтяные гиганты пока не собираются отказываться от проектов. Шансы пополнить с меньшими затратами свои собственные резервы и получить долю в прибыльном снабжении азиатских рынков рассматриваются как более предпочтительные. В Китае и в Японии напряженно наблюдают за тем, как эксплуатируются месторождения. Индустриальным государствам Азии, которым не достает энергоресурсов, срочно нужны нефть и газ из России. По данным международной энергетической организации, только в 2004 году потребление нефти в Китае выросло на 15 процентов. По нефтепроводу и морским путем богатства Сахалина должны оказаться на азиатских рынках. Первые договора о поставках, например, с газовыми заводами Токио, уже заключены.