В последнее время много пишут об угрозе сокращения в XXI веке глобальных и региональных водных ресурсов. Мировое научное сообщество и влиятельные зарубежные организации пытаются путем реализации различных программ решить проблему водообеспечения. Какие предложения готовят по этой проблеме казахстанские ученые, и как этот острейший вопрос будет решаться в нашей стране – об этом беседа корреспондента Казинформа с заместителем директора Института географии Министерства образования и науки РК Игорем Мальковским.
При прогнозируемом глобальном потеплении климата следует ожидать сокращения ресурсов речного стока в основных бассейнах республики с увеличением повторяемости маловодий и катастрофических наводнений, говорит Игорь Михайлович. На фоне обострения водного дефицита в мире проблемы Казахстана представляются особенно сложными и трудно решаемыми. Однако в настоящее время нет достаточно достоверных количественных оценок ожидаемых изменений глобальных и региональных характеристик речного стока в результате потепления климата.
Коллективы ряда научных организаций пытаются решить этот вопрос. Институт географии на протяжении последних 10 лет постоянно инициировал разработку комплексной исследовательской программы «Природные воды Казахстана», к выполнению которой предполагалось привлечь лучшие научные и проектные республиканские организации водного профиля. Последний вариант такой программы, подготовленный с участием института, был в свое время представлен Правительству.
Основной ожидаемый результат выполнения программы заключается в научном обеспечении Стратегии развития водного сектора экономики и водохозяйственной политики в области совершенствования межгосударственных водных отношений, обеспечения экологической безопасности водных объектов, обеспечения населения качественной водой.
Властные структуры республики, по мнению ученого, реалистично оценивают возможность наступления и вероятные последствия водных кризисов для Казахстана. Об этом свидетельствует активное участие республики в межправительственных организациях по трансграничным водным ресурсам.
Правительством принята Концепция развития водного сектора экономики и водохозяйственной политики РК до 2010 года, утвержден «Водный кодекс Республики Казахстан». Дело теперь за реальным исполнением Концепции, за выбором путей решения проблемы. И ученый мир просто обязан дать верное направление, подсказать тактику разрешения водной проблемы.
– В чем же она заключается?
– На наш взгляд, угроза дефицита воды недостаточно полно освещается в средствах массовой информации. Общественность, озабоченная, прежде всего, насущными социальными и экономическими проблемами страны, в целом неадекватно реагирует на ожидаемые угрозы или попросту не знает о них. Люди считают, что «природных ресурсов на их век хватит». В итоге часто наблюдается расточительное использование поливной и питьевой воды.
Посудите сами, среднедушевая обеспеченность Казахстана местным стоком составляет 3,2-5,3 тысячи кубометров в год на каждого жителя. Она существенно превышает соответствующие показатели ряда стран засушливых регионов мира (Египет – 1,2, Судан – 1,1, Израиль и Сирия – 0,45 тысячи кубометров). Это означает, что дальнейший экономический рост в республике должен больше основываться на увеличении рационального использования воды, на экономных технологиях, чем на растущем потреблении водных ресурсов.
При этом надо обратить внимание на тот факт, что 7 из 8 бассейновых водохозяйственных комплексов республики находятся на территории трансграничных бассейнов, а 5 – в пределах бессточных бассейнов. Надо понять, что мы находимся в сильнейшей водной зависимости от соседей и должны действовать в соответствии с этой особенностью.
Кроме того, ресурсы речного стока сильно истощаются. Аксакалы с горечью вспоминают, что на месте нынешних сухих русел текли полноводные реки. Сегодня водные ресурсы в среднем ориентировочно оцениваются в 100,5 кубокилометра. В научных работах двадцатилетней давности среднемноголетний речной сток республики оценивался в объеме 126 кубокилометров в гoд. Причинами уменьшения речного стока принято считать глобальные и региональные изменения климата, а также хозяйственную деятельность на водосборах и в речных долинах.
Ресурсы речного стока характеризуются значительной межгодовой изменчивостью. У нас то засухи, то наводнения. В силу климатических особенностей республики до 90% годового объема стока степных рек проходит в весенний период. Это прискорбный факт, однако, природу не переделать, а вот найти преимущества в данном обстоятельстве необходимо. Водные ресурсы можно увеличить традиционными мероприятиями по глубокому регулированию речного стока, его внутрибассейновому и межрегиональному перераспределению, а также использованию подземных и возвратных вод.
Глубокое зарегулирование речного стока Иртыша открывает возможность частичной его переброски для обеспечения водой наиболее дефицитных по воде Ишимского и Нура-Сарысуйского бассейнов. Зарегулирование стока восточных рек Балхаш-Алакольского бассейна, с переброской части стока в западную часть озера Балхаш, позволит компенсировать ожидаемое сокращение стока реки Или в связи с хозяйственными отборами водных ресурсов в пределах КНР.
Надо заметить, что природа вносит свои коррективы. Уровень Балхаша был самым низким в 1985 году, затем начался более влажный период. Зеркало озера поднялось на два метра, что подтверждает нашу теорию о цикличности влажных периодов с засушливыми, и ставит под сомнение теорию глобального потепления. Но этот вопрос требует очень серьезного исследования.
Как отмечает ученый, благо для земледельцев в том, что до 70% стока горных рек проходит в летнее время. Однако гляциологи наблюдают, что ледники быстро тают. По их мнению, примерно через полвека горные ледники полностью истощатся. Это приведет к резкому сокращению площади поливного земледелия.
Отрицать такие прогнозы ученые пока не имеют оснований. Правда, специалистами нашего института обнаружено обнадеживающее природное явление: в последние три года таяние ледников Северного Тяньшаня замедлилось. Будем надеяться, что процесс потепления климата приостанавливается.
Самое невыгодное положение Казахстан занимает в Арало-Сырдарьинском бассейне. Выше по руслу расположены 4 государства, которые используют воду по своему усмотрению. Дипломатические переговоры не приближают нас хотя бы к тому состоянию, какое было при Союзе. Москва в былые времена регулировала водные потоки в интересах всех стран региона, теперь этот порядок нарушен, стороны руководствуются национальными интересами и диктуют свои условия.
Построенное в годы Союза Токтогульское водохранилище ради общих интересов и развития орошения, теперь используется для получения электроэнергии. Как результат – наши беды с наводнениями в зимний период и осушением каналов летом.
Ученые видят выход в принятии концепции водной независимости и решении данной ситуации с ответными мерами. Надо строить водохранилища и другие гидротехнические сооружения, которые будут улавливать зимний поток и накапливать его на весь поливной сезон. Подсчитано, что такой подход в итоге многолетнего использования накопителей обойдется дешевле, чем ежегодное задабривание наших соседей поставками топлива и другими средствами.
Давно и серьезно был разработан проект строительства Коксарайского водохранилища на месте малоценных земель в Отрарском районе ниже Шардары по течению реки. Предполагалось, что в летнее время оно будет отдавать запасы влаги и окажется к осени пустым. В ходе экспертизы проекта в то время руководство Кызылординской области выступило с критикой самой идеи и предложило разливать зимнюю воду по местным озерам. На наш взгляд, это не комплексное и явно убыточное решение.
Многие специалисты Комитета по водным ресурсам сейчас прислушиваются к ценному предложению, другие надеются, что проводимый в настоящее время ремонт Шардаринского водохранилища исключит часть проблем. Действительно, он ограничит зимние разливы Сырдарьи, но проблема останется. Ее решение – в создании бассейнов-накопителей по руслу этой и других рек.
– Поговорим о возможности решения проблемы качественного питьевого водоснабжения страны.
– Такую возможность дает освоение разведанных запасов подземных вод. В то же время следует с осторожностью относиться к использованию вековых запасов пресных подземных вод, рассматривая их как стратегический резерв государства для питьевого водоснабжения. К таким резервам относятся и ледники, о которых мы только что говорили.
– Рассматривают ли ученые другие возможности для сохранения и увеличения водных ресурсов?
–Конечно. К числу нетрадиционных способов увеличения водных ресурсов следует отнести стимуляцию выпадения осадков и использование опресненных морских вод. Пока это воспринимается, можно сказать, на уровне фантастики, но расчеты подготовлены. Общее количество водяного пара, проходящего над территорией Центральной Азии, превышает 2700 кубокилометров в год, из которого в осадки переходит лишь менее 20% и менее 5% объема переносимой атмосферной влаги превращается в речной сток.
Интенсификация выпадения осадков над горной частью Центральной Азии может привести к увеличению ресурсов речного стока до 30 кубокилометров в год. Однако проведение мероприятий по воздействию на облака повысит угрозу селевых потоков, снежных лавин, оползней с недопустимыми социально-экономическими последствиями. При этом еще недостаточно изучен ряд аспектов этой проблемы, начиная от методов и средств воздействия на облака до оценки возможного увеличения речного стока.
Не исследованы пока и вторичные эффекты в области нарушения глобального влагопереноса и экологической безопасности осадков, подвергшихся воздействию тех или иных реагентов. Кто знает, возможно, в отдаленной перспективе наши потомки придут к неординарному решению и станут опреснять морскую воду.