Нефтяные горизонты республики Татарстан

Состояние нефтедобывающей отрасли Татарстана можно было бы назвать вполне благополучным, если бы не связанные с государственной политикой, экономикой, правовым обеспечением некоторые негативные тенденции.

Их к тому же усугубляет ухудшение структуры наших нефтяных запасов, основную часть которых (52 процента) составляют низкопродуктивные, высоковязкие и высокосернистые нефти. Необходимо учитывать и тот факт, что в разработку вовлечены около 90 процентов извлекаемых запасов нефти на крупных месторождениях, а они в настоящее время выработаны на 89 процентов. Тем не менее сбалансированность объемов прироста запасов с величиной добычи нефти в последние годы достигнута преимущественно за счет переоценки основных продуктивных горизонтов крупнейшего не только в России, но и в мире Ромашкинского месторождения.

Такое состояние количественных и качественных характеристик сырьевой базы Татарстана не позволяет, к сожалению, поддерживать на должном уровне нефтедобычу, срочно требуется принятие ряда мер как общегосударственного, так и регионального масштаба.

Наибольшую тревогу в отношении недропользования вызывает принятый 22 августа 2004 года Федеральный закон №122-ФЗ, которым субъекты отстранены от управления недрами и участия в их геологическом изучении. Это снизило контроль за сферой недропользования и воспроизводством минерально-сырьевой базы, уменьшило инвестиционную привлекательность недр, стало препятствием для их рационального использования, освоения новых территорий. Думается, в такой ситуации только расширение и передача полномочий региону, повышение ответственности органов государственной власти перед населением и активная защита его социальных интересов могут и должны способствовать эффективному развитию отрасли как в республике, так и в стране в целом.

Это, так сказать, политический фактор, но не менее важен и экономический. С 1 января 2005 года налог на добычу углеводородного сырья, взимаемый с недропользователей, почти полностью (95 процентов) направляется в федеральный бюджет. Перераспределение платежей от субъектов к центру во имя "собирательности" стало, по сути, концом территориальных программ развития минерально-сырьевой базы. Несовершенство налогового законодательства, ориентация государства исключительно на добычу нефти, породили отсутствие сбалансированного подхода к системе "добыча – запасы", а это привело к ликвидации территориальных программ геологического изучения недр. А ведь именно они являются элементной основой для государственной программы воспроизводства запасов страны. В настоящее время только такие методы либерализации налогового режима, как введение дифференцированного налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от выработанности месторождения, экономическое стимулирование разработки низкорентабельных залежей, внедрение инновационных технологий, повышение коэффициента извлечения нефти, изменение финансовых отношений между регионами и федеральным центром, способны радикально повысить инвестиционную активность в сфере недропользования.

Кроме того, плоская шкала налогообложения недропользователей, привязанная к мировым ценам на нефть, практически лишает стремления к наращиванию запасов за счет проведения геологоразведочных работ. Наконец, отсутствие мер по экономическому стимулированию разработки низкорентабельных запасов истощенных месторождений, которые как раз расположены на территории нашей республики, не способствует применению новых технологий для полной выработки продуктивных пластов.

Вклад региональной составляющей в устойчивое развитие нефтегазодобывающей отрасли, безусловно, зависит от государственных основ минерально-сырьевой политики. И государственная власть Татарстана всегда придавала большое значение развитию как непосредственно этой важной отрасли, так и ее минерально-сырьевой базы.

В 2006 году, думается, приобретет государственный статус "Программа развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2020 года", которая конкретизирует цели, задачи и основные направления развития республиканского ТЭК на основе сбалансированного ресурсного, технико-технологического, финансового и кадрового обеспечения. Объем добычи нефти в Татарстане в 2005 году, как известно, составил 30,7 миллиона тонн, вплоть до 2010 года прогнозируется добыча на уровне 30-31 миллиона. И этот прогноз вполне реально обеспечить с учетом дальнейшего восполнения сырьевой базы.

Прирост новых запасов нефти ожидается как в восточной, высокоперспективной части республики, так и в западной. Массированный выход сюда планируется уже в ближайшие годы. В данной ситуации вполне оправданна и эффективна в соответствии с научно обоснованным прогнозом организация поисков в виде последовательного "step by step" (шаг за шагом) процесса.

Земли центральной части республики в основном уже подготовлены для проведения аукциона с целью геологического изучения и добычи углеводородного сырья. Кстати, методика поиска нефти как в западной, так и в восточной частях республики практически одна и та же. О высоких перспективах не до конца исследованных участков восточной части республики свидетельствует выявление в Мензелинской разведочной зоне в пределах северо-восточного склона Южно-Татарского свода нового месторождения. Полагаю, что имеются все геологические предпосылки для открытия значимых для республики месторождений нефти на востоке с извлекаемыми запасами до 3-7 миллионов тонн. И в этой связи прирост запасов нефти в республике гарантированно обеспечен. Привлекательными для выявления нефтеперспективных объектов являются также акватории Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ.

Оптимальный вариант поиска и разведки залежей как на традиционной восточной, так и на западной территориях республики необходимо выбирать на основе точных геолого-экономических расчетов, но при этом для каждой компании индивидуально. Будущее нефтедобычи в Татарстане связано преимущественно с небольшими по объему углеводородов месторождениями, со сложной структурой запасов. Поэтому так важно недропользователям заранее рассчитывать, есть ли смысл, к примеру, на Агбязовском разведочном участке обременять традиционный набор геолого-поисковых методов еще и дополнительными манипуляциями, и как проведение этих работ скажется на инвестиционной деятельности предприятия.

Важнейшим вектором региональной политики в области недропользования в настоящее время является территориальная программа геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы республики. Действие этого документа распространяется на 2005 – 2007 годы и впервые финансируется за счет средств, поступивших от предприятий-недропользователей в качестве компенсации бюджетных расходов прошлых лет.

Одной из приоритетных задач развития минерально-сырьевой базы РТ является подготовка месторождений природных битумов к промышленному освоению. Их потенциальные ресурсы в республике оцениваются в диапазоне 1,4 – 7 миллиардов тонн, выявлены 450 месторождений и проявлений битумов, залегающих на глубинах от 40 до 250 метров. Программой развития топливно-энергетического комплекса РТ до 2020 года предусмотрена добыча битумов уже в ближайшие годы. То, что освоение такого капиталоемкого вида минерального сырья, как битум, невозможно без экономического стимулирования, является аксиомой.

Все вышеназванные приоритетные направления развития нефтедобывающего комплекса республики должны реализовываться комплексно, с учетом интересов всех участников, включая государство и частные компании.

Ирина ЛАРОЧКИНА
Министр экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, доктор геолого-минералогических наук