Нефтяной Газпром

Кремль пытается вернуть себе контроль над нефтяной отраслью страны. Подготовка к продаже мощной компании «Юганскнефтегаз» дает основания считать, что предприятие просто национализируют в изысканной форме.

Цена Юганскнефтегаза

Продать государственное предприятие так, чтобы оно гарантированно попало в «нужную» компанию, — для постсоветского чиновничества обыденное дело. Дополнительные условия приватизационного конкурса помогут снять с дистанции самого денежного и амбициозного инвестора, если он не устраивает власть. Сейчас российские чиновники отрабатывают новую схему: возврат в госсобственность активов прибыльной частной компании.

Тренируются на ЮКОСе. Тщательные и пристрастные налоговые проверки выдали на-гора несколькомиллиардную задолженность компании перед госбюджетом (сегодня она достигает $6 млрд). Но чиновники не только обнаружили неуплаченные к госказну средства, но и четко отметили, как именно еще вчера самая мощная российская нефтяная компания ЮКОС должна рассчитываться с государством. На прошлой неделе был выставлен на продажу главный актив компании — добывающая структура Юганскнефтегаз. И хотя, как утверждают адвокаты ЮКОСа, российское законодательство требует изъятия у должника прежде всего всех денежных и непроизводственных активов, российский Минюст настаивает именно на продаже Юганскнефтегаза. Фонд федерального имущества РФ уже готов в конце ноября провести конкурс по продаже самой зажиточной «дочки» из семейства некогда могущественного олигарха Ходорковского — ныне узника Лефортово.

Сколько может стоить Юганскнефтегаз? Недорого, считают в российском Минюсте, — $10,4 млрд. Совсем недорого, если учитывать оценки других источников. В самом ЮКОСе юганские активы оценили в $30 млрд, независимые аналитики называли цифры $15-21 млрд. К этим показателям склонялся было и оценщик — немецкий банк Dresdner Kleinwort Wasserstein (DKW), однако Минюст РФ обнародовал цифру $10 млрд, да и эта цена, по мнению российских чиновников, слишком высока: если учесть, что актив рискованный, его нужно продавать со скидкой 60%!

Некоторые российские СМИ успели обвинить DKW в заговоре с Кремлем: немецкий банк является инвестиционным консультантом государственного Газпрома, готовящегося к слиянию с государственной Роснефтью. Именно новообразованный нефтегазовый государственный концерн, по мнению многих российских и западных экспертов, и является наиболее реальным претендентом на Юганскнефтегаз. Под его финансовые возможности, мол, и оценивали дочернюю структуру ЮКОСа. Эксперты кстати отмечают, что в 2002 году DKW засветился как еще один оценщик скандального российского актива — телекомпании НТВ, которую российские силовики выводили из-под опеки опального олигарха Гусинского. После такого PR-обстрела представители DKW, сначала избегавшие комментариев по поводу заявления Минюста РФ, были вынуждены дать объяснения. DKW разработал несколько моделей оценки активов компании, поэтому и на выходе были получены различные показатели. При наиболее консервативном подходе к оценке Юганскнефтегаз стоит $14,3 млрд, однако если вычесть долги, которые компания имеет как частица ЮКОСа ($2,9 млрд), то стоимость акционерного капитала юкосовской структуры составит $11,4 млрд.

Никто, кроме Газпрома

Если принимать во внимание 60% дискаунт, о котором говорит Минюст РФ, то реальная конкурсная цена Юганскнефтегаза может составить около $4 млрд. ЮКОСу этих денег едва хватит, чтобы погасить долги, зато для потенциальных покупателей — Роснефти или близкой к Кремлю компании «Сургутнефтегаз» — эта сумма, конечно, приемлема.

Вообще сложно представить, что на активы Юганскнефтегаза всерьез может рассчитывать кто-то, кроме государственных компаний. Сам Владимир Путин не раз утверждал, что не стремится национализировать ЮКОС. Однако при этом он повторяет, что в конкурсах по продаже имущества компании могут участвовать государственные компании. Вот и получается такая себе национализация в особо изысканной форме.

С точки зрения частной структуры Юганскнефтегаз — не то что рискованный, а очень рискованный актив. Во-первых, на предприятии висит часть нынешних долгов материнской компании. Во-вторых, еще летом этого года руководство ЮКОСа заявило, что обязательно будет судиться с компанией, которая приобретет 77% (именно такой пакет выставляется на продажу) Юганскнефтегаза. ЮКОС, интересы которого ныне отстаивают известные российские адвокаты, имеет неплохие шансы выиграть процесс против частной структуры. Другое дело — государственный холдинг «Роснефть», за которым все чиновничество РФ вместе с МЧС, МВД, ФСБ и самим Владимиром Путиным.

Даже само объединение Газпрома и Роснефти под одной газпромовской крышей некоторые российские аналитики считают неслучайным слиянием накануне продажи Юганскнефтегаза. По словам научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, самым реальным претендентом на активы юкосовской «дочки» была именно Роснефть. Однако это, очевидно, не устраивало топ-менеджмент Газпрома, поэтому они и присоединили к себе Роснефть с целью «повышения капитализации и облегчения либерализации рынка акций Газпрома», а вместе с тем и получили шанс стать едва ли не единственным претендентом на Юганскнефтегаз.

Термином «либерализация» путинская администрация сейчас особенно заигрывает с иностранными инвесторами: РФ, мол, либерализуется, поэтому просим вкладывать деньги в российскую экономику. Вот немножко акции Газпрома «отпустили», вот 7,5% госакций ЛУКОЙЛа продали американской компании Conoco Phillips за рекордную цену. Однако на внутреннем рынке российские чиновники отрицают либеральные ценности. Распыленные между олигархами в ельцинские времена нефтяные активы сегодня опять собираются под государственными знаменами. Юганскнефтегаз, убеждены независимые российские аналитики, — первая ласточка. При объявленном Путиным курсе на увеличение ВВП вдвое российское чиновничество всячески будет пытаться усиливать свое влияние на энергетику, обеспечивающую 40% ВВП России.


Сколько нефти в России?

В ежегодном статистическом отчете компании British Petrolium (ВР), доказанные нефтяные запасы России на конец 2003 г. оцениваются в 69,1 млрд баррелей. «По мнению Мартина Вивьеровски, первого вице-президента компании DeGolyer & MacNaughton реальные запасы в 2-3 раза больше», — сообщает The Wall Street Journal. Если слова аналитиков соответствуют действительности, то Россия может по реальным нефтяным запасам занять второе место в мире после Саудовской Аравии (262,7 млрд барр.).

О том, что у России намного больше нефти, чем привыкли считають, недавно заявил и, обычно консервативный в своих оценках президент British Petroleum Джон Браун. По его словам совместное с этой компанией российское предприятие ТНК-BP располагает запасами в 6 млрд баррелей, и вполне может иметь 30 миллиардов — почти столько же, сколько Соединенные Штаты Америки.

Российске нефтяники более сдержанны. «Мы очень скромны в наших оценках запасов, увеличение возможно благодаря геологоразведке», — говорит вице-президент компании ЛУКОЙЛ Леонид Федун. А их западные коллеги говорят, что применение новых технологий сможет оживить старые скважины. Инженер ТНК-BP Джеймс Дюпри рассказал The Wall Street Journal о том, что его компания смогла вернуть к жизни давно заброшенное месторождение в Самотлоре. Запасы там исчерпаны только на четверть. В большинстве стран мира извлекают лишь 45% нефти из месторождений такого типа, однако получить оставшееся сырье можно с помощью элементарных действий.

После громких скандалов, связанных с завышением доказанных запасов ведущими мировыми нефтедобытчиками, заявления подобного характера выглядят более чем смело. Западные инвесторы видят в России «Страну великих возможностей» и стремятся принять участие в разработке месторождений с помощью своих технологий.


Цена вопроса

В прошлом году предприятия, принадлежащие компании ЮКОС, добыли 80,8 млн тонн нефти, переработали 38,1 млн тонн. Компания контролирует 16,0 млрд баррелей доказанных запасов нефти и газа.


Тропы в Китай

ЮКОС еще под руководством Ходорковского, начал осваивать очень важное для России направление экспорта нефти — в Китай. В прошлом году между российской нефтяной компанией и China National Petroleum Corporation (CNPC) были подписаны первые контракты о поставке энергоносителей в Поднебесную. В результате — экспорт нефти из РФ в КНР в прошлом году вырос на 78%. Ныне ЮКОС остается единственной российской компанией, поставляющей нефть в Китай. Однако довольствоваться существующим уровнем экспорта при перевозках нефти в железнодорожных цистернах ни Ходорковский, ни другие топ-менеджеры ЮКОСа не собирались. Поэтому с CNPC было подписано соглашение о будущем долгосрочном контракте, предусматривавшем поставку нефти по трубопроводу Ангарск — Дацин. Реализация проекта — 25 лет, стоимость — $150 млрд. На строительство нефтепровода планировалось выделить $2,5 млрд. Сооружение ветви Ангарск — Дацин позволило бы россиянам увеличить свою долю в китайском нефтяном импорте с 2,9 до 10%.

Однако после ареста Ходорковского и массированной атаки силовиков на ЮКОС китайские контракты компании были поставлены под сомнение. 28 сентября руководство ЮКОСа объявило, что прекращает поставку нефти CNPC. Как объяснили представители компании, сегодня, когда ЮКОС находится в трудном финансовом положении, они не в состоянии нести большие транспортные и таможенные расходы, связанные с экспортом нефти в Китай. Однако аналитики склонны считать заявление ЮКОСа скорее политическим, чем экономическим. Мол, таким способом руководители компании привлекают внимание международной общественности к своим проблемам. Версия подходящая, если учитывать, что заявление ЮКОСа прозвучало во время визита в Москву китайской делегации.

И во время недавнего визита Владимира Путина в Пекин проблема будущего нефтепровода также всплыла на поверхность. Российский лидер не спешил давать китайцам какие-либо конкретные обещания относительно нефтепровода, напомнил только, что Кремль сейчас изучает перспективность строительства двух нефтепроводов на Дальнем Востоке: Ангарск — Дацин и к порту Находка. Председатель российского Минэкономразвития Герман Греф пообещал, что решение по поводу нефтетрассы Ангарск — Дацин будет принято в декабре этого года и что россияне смогут экспортировать в Китай 20-30 млн тонн нефти в год. Конечно, об участии в этом проекте ЮКОСа речь не шла. Поэтому очевидно, что подрядчиком и поставщиком великого китайского нефтяного пути станет Газпром—Роснефть, а также государственный холдинг «Транснефть».