Не “возрождение”, а возвращение в 50-е

Оказывается, эта проблема состоит из разных аспектов, как бы нанизывающихся друг на друга.

Индустриальная дегазация угольных шахт на Донетчине началась во второй половине пятидесятых годов, когда на смену отдельным буровым бригадам пришли сначала буровые цеха, а затем крупные специализированные предприятия. До 1994 года основной объем этих работ выполняло производственное объединение "Укруглегеология".

Но вот что рассказывет главный инженер объединения Владимир Лидней:

– Раньше у нас работало около 250 бригад, занимавшихся подземной дегазацией на шахтах региона и более 40 – поверхностной. Сейчас на предприятии из семи тысяч осталось всего 700 человек. Проблемы с газом были всегда, но такие катастрофы, как в последние годы, удавалось предотвратить, ведь все делали заблаговременно и по разным направлениям. Именно специалисты Донецкой области создали и внедрили первые технологии промышленной добычи газа, которые легли в основу большинства технологических схем, применяющихся сегодня во всем мире. Однако за десять лет объем работ сократился в пятьдесят раз! Сколько бурят сейчас – никто не знает, потому что эта работа носит случайный характер.

– За эти годы большинство шахт региона ушли на глубину, – продолжает геолог объединения Любовь Кузнецова.- Соответственно, в них увеличилось количество метана, тем более, что основная масса газа находится в горных породах.

Разработаны новые методики прогнозирования и "вычисления" газовых скоплений. И, пока не поздно, нужно пересматривать газовую ситуацию.

– Уже сейчас необходимо составлять прогнозные карты и соответствующие заключения, – говорит главный геолог объединения Олег Кущ, – чтобы предупредить очередную трагедию.

Распорядители бюджетных ресурсов практически лишили угольные предприятия Украины средств на геологоразведочные работы, в том числе и на дегазацию. Если раньше на эти цели поступало 60 процентов от необходимых лимитов, то сейчас их не выделено вообще!

Такое положение дел, похоже, никто исправлять не собирается – большинство шахт региона требует пересмотра промышленных запасов, в том числе и на газоносность. По уровню этой подготовки шахты находятся на уровне пятидесятых годов прошлого столетия! И того "возрождения" всей угледобывающей отрасли, о которой так любят поговорить официальные лица, вовсе не заметно.

А может, мы просто привыкли так жить? Имея буквально под ногами грандиозные запасы природного газа, мы вынуждены покупать его у своих соседей. Психология временщиков или глупая надежда на пресловутый "авось"?