Проблема балки Средней вышла на очередной этап, подтверждающий теорию о циклическом развитии истории. Как сообщил председатель Запорожской областной госадминистрации Евгений Червоненко, Президент Украины Виктор Ющенко предложил признать отвалы техногенным месторождением и перевести их под полный контроль государства.
Собственно говоря, аналогичный выход из ситуации предлагал один из прошлых губернаторов — Алексей Кучеренко, но даже признание их таковыми в 2002 году были проигнорированы руководством “Днепроспецстали”, а далее вообще наступила полная неразбериха из-за разнообразных судовых решений. Возможно, на этот раз Президент проявит волю и добьется реализации своего предложения. Между тем, в городе на это смотрят с сомнением. Хотя ситуация с предприятием складывается не в его пользу. Появилась информация о том, что хозяева предприятия — Виктор Пинчук и Константин Григоришин — наконец-то договорились, и акции российского предпринимателя отойдут “Интерпайпу”.
Ранее “Днепроспецсталь” неоднократно заявляла, что свалка принадлежит заводу вместе с ее содержимым. Звучало это вполне логично. Да и какой бизнесмен будет дарить государству несушку, выдающую на-гора золотые яйца? Тем более, уже вкусивший прелести добычи сырья с собственных отвалов. Но и президентское слово также что-то значит. Тем более, для Запорожья, где он во всеуслышание обозвал мэра города паханом, с, казалось бы, естественным продолжением. Но мэр оказался сильнее и вновь возглавляет город. Поэтому Виктор Ющенко очередным заявлением по острому вопросу уже просто вынужден его отстаивать. Так что с политической стороны в этом вопросе Пинчуку опять не повезло. Впрочем, время покажет. В конце концов, есть же у нас закон, который поможет “разрулить” тупиковую ситуацию.
Хочется только напомнить, что официально очередной передел начался из-за выявленного нарушения природоохранного законодательства. Но этот фактор остался как бы в стороне, хотя именно здесь сосредоточена наибольшая угроза горожанам. Дело в том, что водозабор находится в том же районе, где и свалка. Альтернативного водоснабжения у Запорожья нет. Это определили еще после чернобыльской катастрофы. Так что Днепр остался единственным источником питьевой воды для крупной области. А во время разработки отвалов стали загрязняться грунтовые воды.
По мнению природоохранных служб, хозяева свалки должны решить эту проблему. Для этого у них хватит и средств, и времени. Оно еще есть. Как это будет делать государство — еще просто никто не думал. Наверное, за счет виновника. Но сколько на это уйдет времени? Ведь каждое решение будут опротестовывать, а Днепр все больше загрязняться, как и прилегающие к свалке населенные пункты и дачные участки.
Но это еще не все беды. По крайней мере, металлурги постоянно работают над улучшением водооборотных технологий и снижению выбросов в Днепр. Это признают все. И лидером в этом является комбинат “Запорожсталь”, из шламонакопителя которого течет “красная река” в Днепр. Куда опаснее ситуация сложилась чуть ниже по Днепру, где расположены центральные очистные сооружения левобережной части города.
Ежедневно здесь в Днепр сбрасывается 280 тыс. кубометров отходов человеческой деятельности. Очистные принадлежат коммунальному предприятию “Водоканал” и в состоянии перерабатывать лишь 175 тыс. кубометров в сутки. Остальные же кубометры фекалий без очистки отправляются в свободное плавание по Днепру.
В областной программе выхода из экологического кризиса срок выполнения мероприятий по реконструкции и расширению центральных очистных сооружений (ЦОС-1) обозначен на 2005 год. То есть, в прошлом году очистные уже должны были пропускать ежесуточно 280 тыс. кубов стоков, выдавая в Днепр их уже в очищенном виде. На сегодня выполнен объем работ лишь на 44%. И только строительно-монтажных. В чем же проблема? Естественно, в деньгах. На этот раз задержка в финансировании со стороны Европейского банка реконструкции и развития, который кредитовал этот проект. Плюс традиционно слабое финансирование из местного бюджета. Да и когда оно было сильным?..
Что же в результате? Для осуществления первого этапа расширения и реконструкции ЦОС-1 были выведен из эксплуатации ряд технологических линий действующих сооружений. Иначе как осуществлять работы? Днепр должен был потерпеть. Было это в сентябре 2002 года. Реально же еще не завершены работы, которые были предусмотрены в первой фазе. В результате полный цикл биологической очистки ежесуточно проходит только около 100 тыс. кубометров сточных вод. Еще 55 тыс. кубометров проходят механическую очистку, а остальные 50 тыс. кубов ежесуточно напрямую попадают в многострадальный Днепр, который уже не в состоянии быть чудным ни при какой погоде. С душком и Днепр, и весь процесс реконструкции. Вообще-то этот душок распространяется не только на запорожцев, но и на всех остальных, живущих ниже по течению. Да и лица, отвечающие за государственную политику в сфере безопасности, в том числе и экологической, слишком уж отвлеклись на вопросы распределения этой власти, и не спешат контролировать свои же собственные решения. В том числе и президентские. Например, Указ главы государства от 4 февраля 2003 года, в котором говорится о состоянии безопасности водных ресурсов Украины и качестве питьевой воды в городах и селах страны.
Местная власть не смогла объяснить, куда делись средства ЕБРР, почему был уволен бывший руководитель “Водоканала” Владимир Разгуляев. Зато никто не может назвать случайным его убийство, которое произошло в подъезде его дома в майские праздники. Оно вызвало шок у всего города и породило массу слухов. Владимир Разгуляев был начальником штаба у главного конкурента нынешнего мэра Запорожья Евгения Карташова, который получил сильную оппозицию в лице депутатов от Партии регионов, куда вошел и бывший руководитель горводоканала. Планировалось провести его в замы по коммунальным вопросам. Может быть, ему легче было бы прояснить ситуацию с расходованием кредитов ЕБРР.
Но еще до этих печальных событий областное управление охраны окружающей среды не дало согласие на дальнейший перенос сроков реконструкции на 2007 год. Слишком тяжелая ситуация складывается с экологией Днепра. И это уже действительно дело государственной безопасности. Так что в данной ситуации не все грехи можно свалить на металлургов. Они работают, как умеют.