Шахта со знаменитым на весь мир бориславским озокеритом может взлететь на воздух. Уже почти месяц никто не проветривает взрывоопаснейшие метановые газы, которые там скапливаются, и не откачивает сероводородные грунтовые воды. Делать это некому, ибо работники этого предприятия вместе с директором уволились, не дождавшись от нового хозяина зарплаты за год.
— Есть определенные категории опасности, так вот: эта шахта сверх категорийная! — заявила начальник бориславской горной инспекции Наталия Сыдир. — Работает там лишь представитель организации, которая больше года назад взяла шахту в эксплуатацию. Фактически он — сторож. Бывшие работники, зная чем это грозит и рискуя своей жизнью, откачивают воду…
А взрываться есть чему: в шахте три ствола, из которых выбрано 24 тысячи кубометров, шесть тысяч погонных метров выработок. Кто знает, во что может вылиться подземный толчок?! Вокруг — богатые залежи нефти и минеральных вод. Рядом — сейсмически активная зона — поселок Схидница, объявленный Указом Президента детской здравницей. За четыре километра — "раскрученный" курорт Трускавец. Чуть дальше — село Стебник, пещеры с калийной солью которого до половины находятся под тем самым Трускавцом…
Эта шахта имеет национальное значение, но государство почему-то отдало ее в руки частных структур. Главное, что организация эта из Киева достаточно серьезная — Международная ассоциация ветеранов по борьбе с преступностью, провела независимую экспертизу и знала, что шахта в плачевном состоянии: подъемные машины, срок эксплуатации которых 25 лет, работают с 1947 года, есть "старушки" 1925-го и 1903-го годов. Электрооборудование, обеспечивающее работу лифтов, не изолировано от грунтовых вод. К тому же с 1996 года предприятие не добывает озокерит. Каким парафином продолжают лечить в санаториях — экологи лишь развели руками…
— Если государство не повернется к проблеме лицом, последствия сложно представить, — разводит руками депутат горсовета, глава экологической комиссии Николай Лящук. — Но тут уже проблема юридического характера: если бы шахта была государственной, она бы вошла в госпрограмму. Могла бы войти и в областную программу по улучшению труда на 2001–2005 годы. Но частники даже не получили разрешение на начало работ…
КСТАТИ
Разработка месторождения началась 150 лет назад. Народ оценил уникальные лечебные свойства природного парафина, его покупали французские косметические фирмы, из него в церквах горели свечи, ему были благодарны лыжники… Таких, как наше карпатское месторождение озокерита, в мире всего два. Но Бориславское уникально тем, что составляет 85% мирового запаса этого полезного ископаемого.