В то время как России в целом только предстоит удвоить национальный ВВП, в стране есть регион, который свой внутренний региональный продукт (ВРП) давно дважды удвоил, а в этом году и утроит.
Ямало-Ненецкий автономный округ в 2006 году довел свой ВРП до 660 млрд. рублей (что более чем в 5 раз превышает уровень 2000 года), а в текущем году нарастит его, по прогнозам, примерно до 780 млрд. рублей ($30 млрд., между прочим!).
В 2006 году в автономном круге добыто около 580 млрд. куб. м газа, свыше 36 млн. тонн нефти и 11 млн. тонн газового конденсата (добыча газа возросла на 15 млрд. куб. м, нефти — чуть снизилась, конденсат остался на прежнем уровне).
Регион, в который стремятся инвестировать
На Ямале добывается 92% природного газа РФ, так что убеждать кого-то в стратегическом значении региона для страны да и Европы (основного потребителя ямальского голубого топлива) нет нужды. Разговоры о «неизбежном падении» газодобычи в ЯНАО разбиваются об устойчивый экономический рост в автономном округе. В 2006 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил более 172 млрд. рублей, что вдвое превышает уровень 2000 года. Причем в структуре инвестиций доля собственных средств предприятий автономного округа остается на уровне 40%, а остальное — привлеченные средства.
Инвестировать в экономику округа никто не боится, потому что: а) в округе достаточные разведанные запасы сырья; б) руководство страны и ЯНАО реализует продуманную политику освоения региона; в) округу присвоен наивысший национальный рейтинг инвестиционной надежности (международным рейтинговым агентством Standard & Poor’s автономному округу присвоен кредитный рейтинг по обязательствам в иностранной валюте ВВ+/Стабильный и рейтинг по национальной шкале ruAA+).
В текущем и следующем году основными проектами в добыче только по ОАО «Газпром» являются: обустройство Ямбургского газоконденсатного месторождения, Бованенковского и Харасавэйского месторождений полуострова Ямал, освоение Южно-Русского газонефтяного месторождения. Также планируются вложения в расширение Уренгойского газотранспортного узла.
Ожидаются большие капвложения в строительство крупных объектов электроэнергетики, объектов по глубокой переработке попутного нефтяного газа, заводов по подготовке конденсата и, конечно, в развитие транспортной инфраструктуры. Уже в ближнесрочной перспективе возможно и строительство мощностей по сжижению газа. Кстати, это вовсе не означает, что на Ямале до сих пор только «бурили» и «качали». Давно работают Муравленковский и Губкинский газоперерабатывающие заводы, Уренгойский завод по переработке газоконденсата (ЗПГ), к которым два года назад добавился оснащенный самым современным оборудованием «новичок» в лице Пуровского ЗПГ.
Но раз работают и еще строятся перерабатывающие предприятия, значит, газодобытчики вместе с государством должны гарантировать снабжение их сырьем на долгие годы вперед. Такие гарантии, как рассказали «Профилю» в администрации ЯНАО, прописаны во многих документах, и в частности в программе комплексного промышленного освоения полуострова Ямал, разработанной ОАО «Газпром» совместно с администрацией ЯНАО. На полуострове открыто 26 крупных месторождений, из которых по Бованенковскому и Харасавэйскому месторождениям у «Газпрома» есть инвестиционные решения. Как есть оно и по железной дороге Обская—Бованенково; уже более половины дороги построено, а теперь принято решение о финансировании в текущем году ее достройки. В общей сложности обустройством Бованенковского месторождения занимаются 1,5 тыс. человек. Так что есть все основания утверждать, что в 2011 году с него пойдет первый большой газ.
Всего на сегодня объем доказанных запасов газа только на полуострове Ямал составляет 10 трлн. куб. м. О значимости этой цифры можно судить по тому, что за все годы на Ямале добыто около 14 трлн. куб. м. Как сообщил мне заместитель губернатора ЯНАО Сергей Коновалов (он отвечает за взаимодействие с предприятиями ТЭКа), с запуском месторождений на полуострове Ямал к добываемому ныне в ЯНАО объему можно будет добавить 250 млрд. куб. газа. И этого можно ожидать уже в среднесрочной перспективе.
Но округ смотрит вперед. «Да, — говорит Коновалов, — у нас вроде бы достаточно запасов в разрабатываемых районах на суше, на том же полуострове, но уже сейчас мы ставим вопрос о необходимости дальнейшей разведки — на морском шельфе, а также в северо-восточной и восточной части округа. Гыданский полуостров, например, почти не разведан, а там нас ждут открытия не меньшие, чем на полуострове Ямал».
Размах мегапроекта
Но для того, чтобы успешно осваивать ямальские подземные кладовые, нужно крупно вложиться, и прежде всего в транспортную инфраструктуру, не говоря уже о самом главном — подумать о том, кто и как все это станет создавать. На это и направлен презентованный на минувшей неделе на экономическом саммите в Санкт-Петербурге мегапроект «Урал Промышленный — Урал Полярный». На уточнение параметров проекта направлены и одобренные в феврале текущего года Министерством природных ресурсов России «Комплексный план геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Северного, Приполярного и Полярного Урала на 2006—2009 годы», а также коррективы в Долгосрочную государственную программу изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России, предусматривающие увеличение объема финансирования геологического изучения полярных гор. Доразведка нужна прежде всего для уточнения объемов минеральных ископаемых в западной части ЯНАО. В ближайшее пятилетие, уверен губернатор Неёлов, оно будет поставляться из месторождений ямальских гор в промышленных объемах.
«Полярная» составляющая проекта (который впервые выдвинули еще 25 лет назад!) нацелена также на освоение полуострова Ямал. Предусматривается строительство железной дороги вдоль восточных склонов Уральских гор на север до станции Обская. Кроме того, в структуру проекта входит железная дорога Салехард—Надым—Игарка, что позволит задействовать и Северный морской путь. Все это позволит приступить к разработке огромных по запасам месторождений. «Для этого, — говорит заместитель главы региона ЯНАО Коновалов, — потребуется примерно 65 тыс. рабочих рук».
«Укоренению» людей на Ямале способствует не только рост собственно зарплаты (ее средний уровень в прошлом году составил 32 тыс. рублей, что в 3,5 раза выше уровня 2000 года). На практике реализуется губернаторская социальная программа. Результат налицо: округ по рождаемости занимает четвертое место в России.
Кстати, Ямал с его огромными стратегическими запасами подземных кладовых вовсе не закрыт для иностранных и отечественных инвесторов. В регионе действуют известные западные компании — Rospan International, Schlumberger, BASF, E.ON Rurgaz AG, ENI. С германской стороной создано СП по переработке оленины (в этом году в Германию будут направлены 50 тонн сырья). Все больший интерес к региону проявляют норвежские, финские и китайские компании.
Отвечая на мой вопрос о влиянии на инвестиционный климат недавнего введения паспортно-пропускного режима на пунктах въезда в северные районы ЯНАО, вице-губернатор Виктор Казарин ответил категорично: «Нам это не мешает. Просто та часть нашей территории, которая попала в «закрытую» зону, представляет собой стратегическое значение для энергетической безопасности страны. Дело в том, что по отдельности объекты нефтегазовой структуры охранять невозможно — уж больно велики масштабы. Не с собаками же по периметру промыслы и газопроводы обходить! Паспортный режим нужен на въезде, это эффективнее».
В ходе поездки по Ямалу удалось побывать на самом новом перерабатывающем предприятии ТЭКа — Пуровском заводе по переработке газоконденсата, принадлежащем ОАО «НОВАТЭК». Судя по тому, что рассказал директор предприятия Борис Фельдман, Ямал становится все более притягательным местом для самых квалифицированных специалистов. И ямальские предприятия ведут самую активную работу по привлечению кадров для расширяющихся производств. Фельдман, когда завод в 2004 году еще строился, лично (!) опросил 2,5 тыс. (!!) кандидатов на 400 вакантных позиций. Ездил в другие города, прежде всего в Тобольск, и убеждал инженеров Тобольского нефтехимического комбината перейти на новую интересную работу.
И надо сказать, мало кто из работников ЗПК пожалел о переезде в более суровый край. Комфортные условия не только для работы, но и для жизни в целом, карьерный рост и просто уверенность не только в СЕГОДНЯ, но и в ЗАВТРА и даже ПОСЛЕЗАВТРА, привлекательны для всех…
После интервью с директором журналистов «Профиля» покормили в заводской столовой. Стандартным обедом для работников. Стоит он 50 рублей, а по качеству и вкусноте (про объемы порций и не говорю) — на уровне самых лучших ресторанов Москвы.