Вчера премьер-министр Анатолий Кинах представил новоназначенного председателя правления Национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины» Юрия Бойко (указ Президента подписан 31 января). До этого он работал председателем правления ЗАО «Укртатнефть» и, как сказали «Дню» в департаменте нефтегазовой промышленности Минтопэнерго, значительно увеличил объем переработки нефти, а ранее «вытянул» — наладил производство на ЛиНОСе, увеличив производство бензина и дизтоплива. В департаменте считают, что как менеджер Ю.Бойко показал себя только с хорошей стороны — договорился с поставщиками нефти, погасил задолженности бюджету, регулярно платил зарплату коллективу. Нефтяники даже выражают сожаление, что с переходом в «Нефтегаз Украины» Ю.Бойко как бы отдали газовикам.
Между тем по одной из версий отстранение В.Копылова (вчера в 13.10 в Администрации Президента «Дню» уверенно отвечали, что указа о его отставке еще нет) и назначение Ю.Бойко не в последнюю очередь связано именно с нефтяными делами. На 12 февраля назначено очередное, уже третье собрание акционеров ОАО «Укрнефть», и, в связи с жесткой позицией В.Копылова, оно может опять не состояться, если «Нефтегаз Украины», владеющий госпакетом акций, не пойдет предварительно на уступки миноритарным акционерам, представленным «УкрСиббанком» и «Приватбанком» и стремящимся увеличить свое присутствие в наблюдательном совете «Укрнефти». По-видимому, от Ю.Бойко, доказавшего свое умение договариваться с российскими поставщиками нефти, ожидается большая гибкость и в противостоянии с российским капиталом, активно добивающимся своей доли в распоряжении высококачественной украинской нефтью.
Вторая, еще более крутая версия состоит в том, что Ю.Бойко предстоит «доводить» до практических кондиций украинско-российские договоренности о газовых долгах, которые сейчас несколько зависли в связи с некими «недоработками» в статусе еврооблигаций «Нефтегаза Украины». Эта проблема связана не столько с невысоким уровнем их ликвидности (он и прежде ни для кого не был тайной), сколько с приближающимися крупными платежами и сложным финансовым положением самого НАКа, прочно укрепившегося в звании крупнейшего неплательщика государственного бюджета. Как сказал «Дню», комментируя назначение Ю.Бойко председателем «Нефтегаза Украины», председатель наблюдательного совета АКБ «НРБ — Украина» Вячеслав Юткин, назначение Ю.Бойко оказалось неожиданным, поскольку частая смена руководителей такой компании свидетельствует об имеющихся у нее проблемах и определенной нестабильности. Это, по мнению банкира, безусловно, скажется на котировках еврооблигаций НАКа, которые должны в ближайшее время поступить на вторичный рынок в Европе, если, конечно, украинское правительство обеспечит их покупателям гарантии, распространяющиеся в настоящее время только на РАО «Газпром».
При этом нельзя оставить без внимания и предлагаемую некими «доброжелателями» правительства версию о том, что уроженец Донбасса Ю.Бойко идет в «Нефтегаз Украины» по протекции первого вице-премьера Олега Дубины (уже защищавшего эту «свою креатуру» во время скандала в «Укртатнефти») не без намерения усилить влияние известной промышленно-финансовой группировки, потеснившей в последнее время все остальные. Следует ли в любом кадровом решении искать продуманный на несколько шагов вперед подвох? Если бы он, как говорится, имел место, то у А.Кинаха, скорее всего, хватило бы предусмотрительности передоверить кадровую презентацию другому высокопоставленному чиновнику. А то, что он этого не сделал, а решил представлять Бойко сам, может свидетельствовать как раз о другом: своим напутствием назначенцу, открытой постановкой перед ним сложных задач, невыполнение которых, естественно, влечет за собой ответственность, премьер показывает, что пока не намерен играть роль «довыборного» главы Кабмина.