Вопросы законодательного обеспечения реализации приоритетных проектах в области недропользования обсуждались на парламентских слушаниях в Госдуме РФ. Они были организованы Комитетом Госдумы по природным ресурсам и природопользованию.
Открывая слушания, председатель Комитета Наталья Комарова отметила, что «для обеспечения прорыва в сфере недропользования, для обеспечения прорыва воссоздания минерально-сырьевой базы, ее развития необходима серьезная законодательная база». Причем, по ее словам, речь идет не только о нефти и газе, о твердых полезных ископаемых, но и о запасах подземных вод, которые являются одним из факторов экономической и социальной стабильности России.
С докладом на слушаниях выступил заместитель председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию Валерий Прозоровский. Он назвал ряд факторов, оказывающих негативное влияние на реализацию приоритетных проектов в области недропользования. Это, в частности, недостаточная геологическая изученность перспективных территорий; отсутствие у недропользователей стимулов для инвестирования широкомасштабных геологоразведочных работ и разработки сложных месторождений и др. Это привело к тому, что компании ведут выборочную отработку лучших по качеству запасов, низким темпам ввода новых месторождений, нарушениям проектов разработки осваиваемых месторождений.
Для изменения ситуации необходима единая государственная стратегия в области недропользования, в том числе и совершенствование законодательства о недрах в части согласования правовых норм Налогового, Водного, Лесного, Земельного кодексов, законов «О недрах», «О соглашениях о разделе продукции» и «О континентальном шельфе РФ».
Заместитель председателя Комитета Валерий Прозоровский отметил необходимость пересмотра действующих в настоящее время налоговых механизмов. Это касается вопроса дифференциации налога на добычу полезных ископаемых. Действующая сейчас плоская шкала НДПИ привела к тому, что нефтяные компании лишились экономических стимулов к интенсификации геологоразведки.
По его словам, введение дифференцированных ставок НДПИ ожидалось уже в этом году, однако проблема оказалась глубже, чем казалось поначалу. Главная проблема – выбор критериев для дифференциации. Если раньше таких критериев предлагалось 7-8, то сегодня ученые и специалисты пришли к выводу, что этот перечень можно сократить до трех позиций: освоение новых месторождений, добыча из месторождений с высокой степенью выработанности и качество нефти.
Зампред профильного комитета сообщил, что Минэкономразвития разработало и направило в правительство предложения по ставкам НДПИ, в числе которых – «налоговые каникулы» для новых месторождений. Но теперь возник вопрос, какие именно считать новыми. Варианты – эксплуатация месторождения в течение 6-8 лет или выработанность до 20%. Однако, по мнению Прозоровского, неопределенность в этом вопросе создает почву для принятия субъективных решений. Кроме того, по его словам, нельзя допустить, чтобы налоговые льготы получили пользователи, «получающие прибыли варварскими методами».
Валерий Прозоровский напомнил, что в варианте законопроекта «О недрах», подготовленном к первому чтению, предполагалась передача прав пользования месторождением открывшему его на свои средства. Однако сейчас, в процессе доработки документа, предлагается иная схема: права первооткрывателю передаются на условиях, определяемых Правительством РФ. «Таким образом, получение лицензии будет зависеть от воли чиновника, а не от универсального механизма, прописанного в законе», – отметил Прозоровский.
По подсчетам специалистов Минприроды для обеспечения прироста необходимых нефтяных запасов потребуется примерно 13 –16 млрд. долларов на период до 2020 года. Таким образом, на первый план выходит задача создания стимулов для инвестиций в геологоразведку в новых нефтегазоносных провинциях.
Отдельный блок вопросов, обсуждавшихся на слушаниях, – освоение континентального шельфа, весьма перспективного на нефть и газ. Причем из 6,2 млн. кв. км площади шельфа мирового океана треть относится к Западной Арктике. По оценкам специалистов, из недр российского шельфа может быть извлечено порядка 100 млрд. тонн условного топлива. Согласно прогнозам, уже к 2010 году добыча нефти на шельфе достигнет 10 млн. тонн, газа – 30 млрд. кубометров.
На слушаниях также отмечалось, что рост добычи газа в ближайшие годы будет осуществляться за счет разработки месторождений Ямала, запасы которых составляют значительную часть общего объема разведанных месторождений газа в России.
Кроме этого, речь идет о серьезных капиталовложениях в инфраструктуру: трубопроводные, транспортные и другие системы, охватывающие целый ряд месторождений. «Компании-первопроходцы, вкладывающие значительные инвестиции в строительство трубопроводов, дорог, ЛЭП и т.д. должны иметь определенные преференции. Надо стимулировать создание инфраструктурных точек роста, которые в последствии способны стать основой для новых нефтегазовых проектов, для развития целых территорий», – подчеркнул депутат.
Свое видение проблем законодательного обеспечения сферы недропользования высказали участвовавшие в слушаниях ученые, специалисты, представители компаний.
Так, по мнению председателя подкомитета по развитию нефтяной промышленности Торгово-промышленной палаты РФ Валерия Гарипова ,с целью привлечения компаний в геологоразведку надо изменить «программный» метод геологического лицензирования на «заявительный». «В этом случае исчезнут проблемы прироста запасов», – сказал он. Валерий Гарипов также высказался в поддержку введения «налоговых каникул», эффективность которых была продемонстрирована в 1993-1998 годах, когда благодаря соответствующему постановлению правительства в разработку было введено более 200 месторождений.
Советник генерального директора ОАО «Зарубежнефть» Аркадий Боксерман предложил разработать федеральную программу проектов промысловых испытаний и освоения методов увеличения нефтеотдачи. По его данным, итогом этой работы может стать прирост извлекаемых запасов на 3,5-4 млрд. тонн, а увеличение проектной нефтеотдачи – на 8-10%.
Свои предложения по совершенствованию законодательства о недропользованиии представили также специалисты управления геологоразведки, лицензирования и недропользования ОАО «Газпром». В частности, в материалах слушаний указывается, что по действующему закону «О недрах» предоставления права пользования участками морских вод и континентального шельфа для целей поиска, разведки и добычи полезных ископаемых не предусмотрено, а потому необходимо либо внести поправку в действующее законодательство, либо учесть при принятии нового закона «О недрах».
Газпром предлагает предоставлять право пользования недрами поэтапно: сначала – предварительный отбор претендентов, предоставивших программы разработки и освоения месторождений, затем – наиболее перспективные из претендентов участвуют в закрытом аукционе. Такая схема, по мнению специалистов компании, позволит использовать положительные стороны как конкурсной, так и аукционной системы.
Также необходимо, с точки зрения специалистов «Газпрома», учитывать интересы стратегических недропользователей при формировании перечня объектов, подлежащих предоставлению в пользование. Кроме того, они считают целесообразным назначать координатора работ при разработке одного месторождения несколькими пользователями в целях наиболее рационального использования недр.
Участники слушаний отмечали, что проблемы законодательного обеспечения проектов в сфере недропользования требуют очень взвешенных подходов, а законодателям при принятии решений необходимо руководствоваться критериями эффективности для экономики России и соображениями реальности их администрирования. То есть, принимая даже самые хорошие законы, необходимо позаботиться о создании жизнеспособной системы воплощения их в жизнь, не перекладывая всю тяжесть правового регулирования на подзаконные акты. Как считают участники дискуссии, только при таких условиях возможно поступательное развитие отечественной минерально-сырьевой базы.
В итоговом документе слушаний говорится: «Необходимо признать, что несовершенство государственного управления и контроля в области использования и воспроизводства стратегических видов сырья приводит к негативным тенденциям, угрожающим энергетической безопасности страны».
В документе также отмечено, что для преодоления этих тенденций необходимы введение единой системы контроля и надзора во всех сферах недропользования и четкая координация взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней.
Участники слушаний также признали необходимым учитывать общественное мнение, особенно мнение местного населения, при принятии решений о реализации конкретного проекта по недропользованию.
Правительству рекомендовано разработать стимулирующие налоговые механизмы, усилить административную ответственность недропользователей, нарушающих условия лицензии и причиняющих ущерб окружающей природной среде, сократить сроки получения документации на ведение геологоразведочных работ и упростить процедуру землеотвода.
Депутатам Госдумы РФ предстоит непростая работа по согласованию правовых норм ряда российских кодексов – Налогового, Водного, Лесного и Земельного, а также законов «О недрах», «О соглашениях о разделе продукции» и «О континентальном шельфе РФ».