Минувшая неделя прошла под знаком Страны восходящего солнца. Наши люди (Малахов, Фрадков) работали в Японии, а их (комплексная делегация "Мицуи" и "Мицубиси") – на Сахалине. Обещания и договоренности – самые впечатляющие.
В частности, озвучено намерение Японии покупать у нас на острове до 10 миллионов тонн угля – вместо нынешних полумиллиона тонн. Естественно, это потребует строительства железной дороги на Углегорск и реконструкции ряда портов. Предполагается, что японский капитал в этом поучаствует. Кроме того, речь шла о создании углехимического производства – технологии получения из угля различной химии, вплоть до бензина, известны давно, и японцы одно время активно применяли их на Южном Сахалине. Наши же пытаются подтолкнуть японских инвесторов к возрождению шахты "Мгачи", а также к строительству в Углегорском районе мощной угольной электростанции (знаменитый проект "Энергомост").
Еще более глобальные заявления прозвучали в Японии. И о прокладке оптоволоконного кабеля Сахалин-Хоккайдо, который пробросит Транстелеком, и даже о строительстве тоннеля через пролив Невельского – как заявил министр нашего транспорта, деньги на начало этой стройки будут заложены уже в бюджете 2008 года.
Что и говорить, дух захватывает. Правда, потом отпускает. Много тут странного. Например, с чего это вдруг речь зашла о тоннеле, когда еще несколько лет назад был сделан вывод о том, что строительство моста в полтора раза дешевле?
Но с другой стороны – не все ли нам равно? Главное, чтобы построили. И оптоволоконный кабель протянули: и на материк (обещают к лету) и на Хоккайдо – спутники, как мы смогли убедиться на этой неделе, вещи не слишком надежные.
И все-таки, насколько реальны все эти глобальные проекты в виде тоннеля, электростанции, железной дороги, углехимических заводов и т.д.? Говорилось о них, помнится, неоднократно, а воз и ныне там.
Что интересно, определенная основа под всем этим действительно есть. И выражается она в крайней обеспокоенности Японии стремительным сближением России с Китаем. Даже не сближением, а тем, что туда, в Китай, могут развернуться углеводороды, в том числе и с сахалинского шельфа. Эти энергоресурсы нужны самой Японии. А потому там испытывают явное недовольство тем, что газ по "Сахалину-1" возможно пойдет именно в КНР. Почему бы не направить его на юг острова, построив при этом третью очередь завода в Пригородном? (Вот, кстати, вам и еще один инвестиционный проект, причем поддержанный И. Малаховым).
Ну, а к шельфу прилагается все остальное. Потому что и мост, и "железку" на Углегорск, и развитие угольной промышленности мы предлагаем также и Китаю. Так что кто не успел, тот опоздал.
И уже заметно, как смягчается позиция японской стороны, обычно такая непримиримая из-за "северных территорий". И даже история с "Сахалином-2", когда японских акционеров вынудили лишиться части акций, забыта – по крайней мере, на время. "Мы летим в одном самолете", заметил нашему премьеру их премьер. А наш премьер даже "потребовал" (именно так прозвучало в лидах информагентсв) впустить российский бизнес в проекты на территории Японии.
Да, углеводороды сегодня – великая сила.
Они, кстати, определят и одну из основных местных экономических интриг этого года – кому достанется Киринский блок "Сахалина-3"? Дело в том, что месторождение на нем уже открыто, и месторождение большое. И находится оно в непосредственной близости от уже практически готовой транспортной инфраструктуры двух первых "Сахалинов". Пару подготовительных сезонов – и можно ставить платформы.
А потому побывавший на неделе в области президент "Роснефти" С. Богданчиков заявил со всей определенностью – в этом тендере мы участвовать будем. Однако и Газпром подтверждает аналогичные намерения. А индийцы вообще уже готовы дать половину денег на освоение этого блока. Наверняка появятся и другие серьезные претенденты. Не исключено, что и из Японии тоже.
И, кстати, принес С. Богданчиков и еще одну хорошую весть. Если законодатели примут решение о том, что освоение сложных месторождений можно проводить в режиме "налоговых каникул", то "Сахалин-5" (Кайгано-Васюканский блок, совместная разработка "Роснефти" и BP) уже можно вводить в эксплуатацию.
Так что еще несколько лет, и о "Сахалинах-3, -5" мы начнем говорить в полную силу.