Начало большого каспийского пути

Президенты Азербайджана, Турции и Грузии заложили в прошлую среду в Баку фундамент трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), поставив, казалось бы, последнюю точку в борьбе за определение маршрута транспортировки каспийской нефти на западные рынки. Тем не менее, осталось еще много неразрешенных вопросов вокруг БТД, которые могут кардинально изменить судьбу этого крупномасштабного проекта. На сегодняшний день очевидно только то, что США одержали очередную геополитическую победу над Россией в Кавказско-среднеазиатском регионе. Украина, в свою очередь, еще не распрощалась с надеждами заполнить нефтепровод Одесса – Броды каспийской нефтью

“Мы уверены, что проект изменит регион, стабилизирует политический климат и даст толчок экономическому развитию”, – эти слова, обращенные к будущим поколениям в послании, закопанном в капсуле при закладке фундамента нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан, как нельзя более точно характеризуют суть события, которое произошло на нефтяном терминале в Сангачалах, что в 40 км от Баку. Регион действительно не будет таким, каким он был прежде, хотя бы потому, что общеполитическая ситуация в нем, в большой степени, отныне будет контролироваться США. Недаром президент Азербайджана Гейдар Алиев на торжественной церемонии начала строительства нефтепровода особо подчеркнул роль Вашингтона в его реализации. По его словам, без поддержки США Азербайджан, Грузия и Турция не смогли бы осуществить проект. Да и само американское государственное руководство с особым пафосом подошло к событию, поручив на церемонии своему министру энергетики Спенсеру Абрахаму зачитать поздравительное письмо президента США Джорджа Буша. Не поскупились на комплименты и президент Франции, премьер-министры Великобритании и Норвегии, также приславшие теплые письменные поздравления. Запад, таким образом, не стесняется признавать свою победу в борьбе с Россией за контроль над каспийской нефтью. Официальная Россия, что неудивительно, достаточно резко высказала свое мнение относительно строительства нефтепровода в обход ее территории. Российский министр иностранных дел не пожалел критических слов в адрес проекта, говоря как о его экономической несостоятельности, так и откровенных попытках вытеснить Россию из региона, где она, по его словам, имеет исторические интересы.

Подтвержденные запасы нефти Каспийского региона составляют 750 млн. тонн

Теперь свои исторические интересы в регионе будет реализовывать Турция, которая никогда не скрывала желания укрепить политическое влияние на Кавказе, чтобы стать главным транзитным государством, транспортируя каспийскую нефть, а впоследствии и газ на Запад. Ну и конечно, Азербайджан и Грузия могут оставаться довольными собой, так как и им досталось несколько маленьких побед. Кроме миллиардных инвестиций в регион, дающих этим двум странам надежду на экономическую независимость от России, Грузия, к примеру, может реально рассчитывать на поддержку США в своей конфронтации с той же Россией. Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе даже заявил, что панкисская проблема, из-за которой чуть было не развернулась российско-грузинская война, была придумана Москвой, чтобы остановить строительство БТД.

Хватит ли нефти для БТД?

Строительство нефтепровода, о котором спорили многие страны на протяжении последних восьми лет, было предрешено желанием США укрепиться в Среднеазиатском регионе, обеспечив себе политический плацдарм для войны в Афганистане и будущей войны с Ираком. Несмотря на то, что еще в 1999 г. на саммите ОБСЕ в Стамбуле президентами США, Азербайджана, Грузии и Турции были подписаны документы, утверждавшие окончательный маршрут транспортировки каспийской нефти Баку – Тбилиси – Джейхан, тем не менее, до того времени не были сняты сомнения относительно экономической рентабельности проекта.

Самым выгодным маршрутом транспортировки на мировой рынок азербайджанской нефти незаангажированные специалисты признают маршрут через иранскую территорию. Однако в этой связи были весьма очевидны требования Вашингтона – во что бы то ни стало направить каспийскую нефть в обход Ирана и России. Другая причина отсрочки строительства была еще более банальной: нефтепровод просто нечем пока загружать. Данное обстоятельство не позволяло набрать необходимые для осуществления проекта $2,9 млрд. Кстати, по независимым оценкам западных и российских специалистов, строительство обойдется, в итоге, на 40% дороже расчетной суммы.

В разное время назывались различные объемы прокачки нефти по будущему трубопроводу – от 40 до 80 млн. тонн в год. Нижний предел рентабельности проекта составляет 40-50 млн. тонн, и закладывать меньшие объемы – значит изначально планировать убытки. Сейчас ежегодная нефтедобыча в Азербайджане составляет приблизительно 15 млн. тонн: 6 млн. тонн добывает консорциум АМОК (Азербайджанская международная операционная компания) и 9 млн. – государственная компания ГНКАР, причем 6-7 млн. тонн добываемой компанией нефти идет на внутреннее потребление.

Таким образом, потолок экспортных возможностей республики – 9 млн. тонн в год. Ныне действующие нефтепроводы могут обеспечить транспортировку до 25 млн. тонн: 10 млн. тонн – трубопровод до грузинского порта Супса, и 15 млн. тонн – до Новороссийска.

Однако, несмотря на эти цифры, идея многомиллиардного проекта все же сохраняла свою актуальность, причем во многом из-за грандиозных планов наращивания шельфовой добычи в азербайджанском секторе Каспия. Оценки запасов углеводородного сырья шокировали весь мир. Предполагалось, что только эксплуатация месторождений Азери, Чираг и Гюнешли, образующих одно нефтеносное поле, потребует строительства нового крупного нефтепровода, пропускную способность которого затем нужно будет наращивать по мере роста добычи на других месторождениях.

Однока после более тщательных исследований выяснилось, что оценки несметных запасов нефти, большей частью, оказались сильно преувеличенными, и это подтверждают проведенные в последнее время буровые работы в регионе.

Существует еще одна проблема, которая ставит под сомнение не только рациональность проекта, но и его дальнейшую реализацию – проблема финансирования. 1 августа текущего года в Лондоне подписаны учредительные документы новой компании “Баку – Тбилиси – Джейхан” (BTC Co.), которая проложит стратегическую трубу от берегов Каспия до Средиземного моря. Среди акционеров – компании British Petroleum (38,21%), ГНКАР (25%), Statoil (9,58%), Unocal (8,9%), ТРАО (7,55%), Eni (5%), Itochu (3,40%) и Amerada Hess (2,36%).

Планы акционеров относительно финансирования строительства нефтепровода следующие: одну треть предоставить самим, одну треть взять кредитами у Международной финансовой корпорации (МФК) – структурного подразделения Всемирного банка, и Европейского банка реконструкции и развития; оставшуюся треть – у коммерческих банков. Что касается МФК и ЕБРР, то финансовых средств они пока не предоставили, однако соответствующие обещания уже озвучили. Тем не менее, нет определенной ясности относительно последней трети, которую, как предполагается, предоставят коммерческие структуры.

Для последних не столько важен геополитический расклад, сколько уверенность в рентабельности проекта и скорого возврата средств. Как уверяет British Petroleum, проект “представляет собой оптимальный маршрут экспорта каспийской нефти в коммерческом плане и с точки зрения охраны окружающей среды”.

Все же определенные геополитические расклады могут похоронить проект. Речь идет о судьбе иракского нефтяного ресурса. Ирак обладает сформированной нефтедобывающей и нефтетранспортной системой и большими запасами нефти. В случае смены там власти, чего так добывается США (высказываются предположения, что срок военного американского вторжения в Ирак назначен на февраль будущего года), на международном рынке появится слишком много нефти. И в этом случае строительство БТД, которое планируется завершить в 2005 г., может быть как минимум приостановлено.

Фиктивный конкурент

Если БТД станет главным маршрутом транспортировки каспийской нефти на западные рынки, то возникают сомнения относительно дальнейшей судьбы еще одного транспортного коридора, имеющего непосредственное отношение к Украине: нефтепровода Одесса – Броды. Как сообщили источники в “Укртранснафте”, опасения относительно того, что БТД похоронит надежды на рациональное использование Одесса – Броды безосновательны.

Во-первых, БТД рассчитан на транспортировку нефти, которая добывается на морском шельфе Каспия, и данный нефтепровод имеет привязку к определенным месторождениям, в данном случае на Азери, Чираг и Гюнешли. В свою очередь, азербайджанская нефть, которая была доставлена в этом году для прокачки через Одесса – Броды, добывается в континентальной части страны, и на сегодняшний день существуют договоренности с азербайджанской стороной о поставках этой нефти в Украину для заполнения объемов нефтепровода. Более того, Украина наращивает объемы транспортировки нефти черед Одесса – Броды, и в будущем году планируется выйти на показатель транспортировки в 3 млн. тонн в год.

Точка безубыточности нефтепровода Одесса – Броды составляет 6 млн. тонн в год, и, как сообщают в “Укртранснафте”, компания прилагает все усилия, чтобы в будущем достичь этого показателя.

Европейская Комиссия в ходе недавних переговоров с главой правления “Укртранснафты” Александром Тодийчуком дала согласие на предоставление денежных средств на постройку ветки Броды – Плоцк. На этой неделе должен быть объявлен тендер на определение компании, которая будет разрабатывать бизнес-план постройки этой ветки нефтепровода. Предполагается, что она будет сдана в эксплуатацию в 2006 г.

Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан

(Основные характеристики)

Протяженность: 1760 км, из них 1070 км будут проложены по территории Турции, 442 км – по территории Азербайджана и 248 км – по территории Грузии.

Пропускная способность: 50 млн. тонн нефти в год (будет достигнута в 2008 г.)

Стоимость проекта: $2,9 млрд. При этом расходы на строительство нефтепровода составят: $1,4 млрд. для турецкого участка, по $600 млн. – для азербайджанского и грузинского участков, еще $200 млн. на общее управление проектом.