Первую экокатастрофу устроил неандерталец, приручив козу. Теперь у нас вода горит под ногами
Сегодня термин "экологическая катастрофа" упоминается всуе где угодно и связывается в основном с новейшими технологиями и загрязнением природы "химией". Между тем человек изменял природу, причем к худшему, когда его самого еще и человеком-то назвать было нельзя — разум чуть теплился в его извилинах. А первый закон об охране воздушной среды люди приняли лишь в 1273 году.
ВО ВСЕМ ВИНОВАТЫ КОЗЛЫ
Осознать то, что произошла глобальная катастрофа, на самом деле нелегко. Поэтому, когда первобытные люди стали приручать животных и те, собранные в одном месте в больших количествах, стали вытаптывать растения и разрушать гумусный слой, племя переходило на новую стоянку. Между тем "лысина", оставленная на земле, росла.
Считается, что 12—10 тысяч лет до н. э. люди приручили азиатского горного безоарового козла, ставшего предком домашней козы в Восточном Средиземноморье. Именно к этому времени относят и первую "рукотворную" экологическую катастрофу. В Восточной Анатолии и Загросе произошло опустынивание пастбищ: огромные стада коз просто вытоптали землю. Дело в том, что эти животные ходят, как балеринки, как бы на цыпочках, и своими копытцами срывают гумус. А слой его там был тонкий.
— Человек никогда не задумывался о последствиях того, что делает, ибо над ним вечно висела проблема голода, — считает академик Валерий Глазко. — Он и войны-то устраивал по большей части от того, что ему нужны были территории, еще не испорченные земледелием и скотоводством. Поделиться едой для дикаря было не так-то просто. И лишь когда возникла возможность делится пищей, а позже знаниями, человек, собственно, и стал человеком. Но для этого должны были пройти столетия. Следующая экокатастрофа случилась 7—4 тысячи лет до н.э., когда человек стал осваивать металл. Люди развивали поливное земледелие возле конкретного месторождения, и оно "привязало" оседлые племена к земле. Животноводы же могли кочевать со стадами. Овцеводство дошло до Китая, неся с собой мини-экокатастрофы — опустынивание. И уже 2 тысячи лет до н.э. шумеры создают агрономический календарь — "Земледельческий альманах", где даются рекомендации по борьбе с засолением почв.
В это время чуть ли не на всем земном шаре, где только жили развитые цивилизации, начались экологические катастрофы, продолжались "козлиные происки": животные вытаптывали землю в одном месте и откочевывали на другое. А развитие систем орошения полей, строительство дамб и плотин для этого приводило к засолению и опустыниванию пахотных земель.
АНГЛИЙСКИЙ СМОГ — ОБЫКНОВЕННЫЙ СЕРНИСТЫЙ ГАЗ
Первый закон в истории охраны воздушной среды был принял в Лондоне в 1273 году. Король Эдуард IV запретил топить углем. Нарушителя ждала смертная казнь. Несмотря на средневековую жестокость закона, его нужно признать дальновидным — сегодня из-за загрязнения воздушной среды смерть грозит всему человечеству. А тогда королевские советники впервые задумались о том, что такое лондонский туман.
Но лишь в 1852 году житель Манчестера химик Д. Смит собрал кислотный дождь в пробирку, исследовал его и выяснил, что на головы людям льется вода, содержащая серную и азотную кислоту. Смит и назвал такой дождь кислотным. А образовывалась такая жидкость в результате поступления в атмосферу продуктов сжигания оксидов серы и азота.
А в 1873-м, 1880-м, 1882-м и 1892 годах наблюдались уже печально знаменитые лондонские смоги — туманы, отяжелевшие от дыма, копоти и химических выбросов. Главное "действующее лицо" в них — сернистый газ от сжигания топлива.
ОТ ФОТОТУМАНА СТРАДАЮТ МИЛЛИОНЫ
Чем больше "химии" выбрасывалось в воздух, тем более ядовитым он становился, насыщаясь разнообразными токсическими веществами, которые под солнцем вступали в самые непредсказуемые реакции.
В 30-х годах прошлого века странный туман обрушился на Лос-Анджелес. Пять миллионов человек, проживающих на 1,5 кв. км, прижатых горами к берегу Атлантического океана, начали задыхаться от кашля. Как оказалось, это дали о себе знать дымы сотен промышленных предприятий и огромный парк машин: в небе собрался и навис над городом так называемый "фотохимический смог". Его и теперь можно наблюдать 60 жарких дней в году, когда интенсивность ультрафиолетовой солнечной радиации особенно высока. Этот смог, в отличие от лондонского, в десятки раз токсичнее и оказывает разрушительное действие на дыхательные пути.
Страшные фототуманы обрушились в 70-х годах на Японию, когда за три года пострадало больше 45 тысяч человек.
А когда в 1930 году в Бельгии в долину реки Маас опустился плотный туман и установилась безветренная погода, то пострадало более 600 человек, 69 из которых умерло.
Антициклон с полным безветрием в 1948 г. в городе Донора американского штата Пенсильвания уложил в больницы с острым отравлением 12 тысяч человек, 20 из которых не выжили.
Промышленные дымы и сернистый газ в Англии в 1952 году убили уже 4 тысячи человек, что сравнимо с количеством жертв эпидемии чумы 1866 года в Германии.
Начинают появляться и техногенные болезни. Так, в Японии в 1965 году в бухте Минамата предприятия сбрасывали в воду отходы, содержащие метилртуть. Ими была отравлена рыба, которой, в свою очередь, отравились люди: больные теряли слух, у них нарушалась координация движений, речь, чувствительность, зарегистрировано большое количество смертей. Экологической "болезнью Минамата" назвали этот недуг.
РЕКА ГОРЕЛА СИНИМ ПЛАМЕНЕМ
Но еще страшнее оказались катастрофы "водные", когда в результате техногенных катастроф в реки попадала "злая химия". Так, в Кливленде (США) в прямом смысле слова загорелась река Кьюяхота, ставшая сточной канавой для химических предприятий, стоящих на ее берегах.
Но это небольшая река. Катастрофы же на больших приводят к международным последствиям. И 30 тонн пестицидов со ртутьсодержащими веществами, попавшие в Рейн во время пожара на швейцарском химзаводе в Базеле, на 10 лет сделали "мертвой" зоной 300 км реки. Пострадали жители Германии, Франции, Голландии.
ТУТ НЕБО НЕ БЫВАЕТ ГОЛУБЫМ
Приаралье считалось одним из самых красивых уголков земного шара. Однако деятельность человека привела к тому, что уровень моря упал более чем на 20 метров из-за того, что нет подпора со стороны моря и подпитки сверху. Уровень пригодных для питья подземных и грунтовых вод снизился на 10—15 метров, и они стали недоступными для населения, обмелели колодцы, гибнут сады и леса — знаменитая на весь мир тугайная растительность и животный мир. В Красную книгу Узбекистана уже попало 11 видов млекопитающих, 18 — птиц, 4 вида рыб, 2 — пресмыкающихся и 11 видов растений.
Полностью оголяется бывшее дно моря и озер, а также обширные территории Кызылкумов и Устюрта, ничто уже не скрепляет их рыхлые почвы. Ветры, скорость которых достигает 36 м в секунду, а повторяемость более 150 дней в году, поднимают их вверх, перенося на поля, пастбища, города миллионы тонн соли со дна бывшего моря и озер, покрывая белой коркой орошаемые земли на 2,5 млн га. Пропадает более 4,6—6 млн га территории в центре Евразийского континента.
Для наблюдения процесса достаточно посмотреть на небо в Нукусе — оно никогда не бывает голубым.
Что касается Украины, то одного Чернобыля достаточно, чтобы понять, насколько человек навредил природе. И, возможно, природа уже никогда не оправится от этого.
УРОКИ ПРОШЛОГО
Одна из самых известных экологических катастроф — на Евфрате — произошла по вине египетской царицы Никотрис. Выйдя замуж за халдейского правителя Навуходоносора, она прибыла к нему с целой свитой советников-мелиораторов, и те перенесли приемы орошения земель с Нила на Евфрат. Не учтя, однако, специфики почв. В результате произошло такое их засоление, что никто до сих пор не смог поправить ситуацию.
На месте пустыни Сахары рос великолепный лес, который шел на строительство дворцов. Бесчисленные стада овец и коз "съели" Оттоманскую империю, погубили Вавилон. Почти все пустыни Востока и Африки — результат хозяйственной деятельности человека.