Вскоре пляжи и побережье заполнятся отдыхающими, ряды туристов потянутся к историческим памяткам Севастополя: Херсонесу, Фиоленту, Георгиевскому монастырю, Балаклаве. Однако прибрежные территории южной части Крыма находятся под угрозой оползня и разрушения. Такая ситуация сложилась из-за увеличения антропогенной нагрузки: активной сельскохозяйственной деятельности и освоения земель населением полуострова. «Экологическое состояние мыса Фиолент и, как следствие, геологическая активность» — основная тема встречи специалистов — экологов, океанологов, геологов, историков — с журналистами. Инициаторами встречи стали Севастопольская городская организация Всеукраинской экологической Лиги, Совет общественных организаций при Управлении экологии и естественных ресурсов.
Важным на сегодня является разрешение не только экологических и геологических проблем Фиолента, но и сохранение особого культурного слоя береговой полосы. Прирезка полосы земли вдоль обрыва делает Фиолент труднодоступным местом для жителей города и приезжих. Хозяйственные сооружения на этой территории неминуемо будут разрушать ландшафт и ауру этой местности. При проведении проверки соблюдения режима охраны и природопользования ландшафтного заказника «Мыса Фиолент» Севастопольской городской организацией Всеукраинской экологической лиги было обнаружено, что в северо-восточной части его территории ведется строительство, не связанное с охраной территории заказника, меняющее характер местности. Как сообщила представитель Всеукраинской экологической лиги Маргарита ЛИТВИНЕНКО, рациональное использование природных ресурсов невозможно без разработки детального планирования района мыса Фиолент и его согласования в установленном порядке. Сейчас использование и развитие территории происходит с нарушением требований действующего законодательства.
«Прибрежная зона Крыма в районе мыса Фиолент начала осваиваться еще в античные времена, — продолжает М. Литвиненко. — Однако тогда экологическая и геологическая ситуации были стабильными. В конце ХVIII века в Крыму проживало около 300 тысяч человек. После присоединения к России за довольно короткое время население Крыма утроилось. Теперь на южном побережье плотность населения в восемь раз больше европейской. Во время прокладки дороги Ялта—Севастополь было перемещено свыше 10 млн. кубометров земли. Как результат — на землях Севастополя около сотни участков, где происходят активные геологические процессы — оползни, обвалы, образования подземных карстовых пустот. С 1946 года, когда в Крыму начали вести учет технологических сдвигов, — число их увеличилось в 25 раз.
В 1999 году скалистые породы сдвинулись в зону, где купаются люди, объем перемещенных масс — 20 000 кубических метров, вес — 40 000 тонн. Обломки пород скатились в акваторию Черного моря, похоронив под собой пляжи, полностью изменили набережный ландшафт. К счастью, жертв не было. В Мраморной балке, вблизи Георгиевского монастыря, произошел обвал трех тысяч кубических метров скалистых пород, разрушивших высоковольтный кабель, а передняя глыба остановилась в 49 метрах от здания военной части. Эта часть Крыма и мыс Фиолент, в частности, хотя и находится вблизи моря, однако, не на влажной почве. Подземные воды сдерживаются особыми глиняными породами. Когда же начинается «окультуривание» дачниками земель, благодаря созданию колодцев и скважин (часто без разрешения), подземные воды выходят на поверхность. Отсюда и обводнение, изменение геологической стабильности».
Под угрозой оползня находится также и уникальный археологический и исторический памятник — Георгиевский монастырь, расположенный на верхнем уступе садовых участков, которые теперь обводняются, кроме атмосферных осадков, еще и поливом огородов. Береговая линия обрыва на запад от Георгиевского монастыря до мыса Фиолент не изучена археологически, однако вызывает огромный историко- культурный и научный интерес. На юго-западных обрывах Гераклийского полуострова, у подножия мыса Фиолент, открыты античные сельскохозяйственные участки; под современным Георгиевским монастырем найдены средневековые пещерные и наземные монастырские комплексы. К сожалению, осваиваемая территория Георгиевского монастыря еще поныне не имеет статуса природо-заповедной с четко регламентированным режимом охраны и ограничения хозяйственной деятельности, она не отнесена к заповедному фонду Украины, в пределах которого использование природных ресурсов четко регламентируется и происходит только после предоставления соответствующих разрешений.
После многочисленных обращений экологических организаций Министерством экологии и природных ресурсов в городе Севастополе было принято решение о приостановке освоения земельных участков в районе мыса и рассмотрено предложение ученых относительно создания на этой территории заповедного объекта. Однако особых сдвигов пока что нет. На дачных участках — горы мусора, отсутствуют канализационные системы. По прогнозам геологов и экологов, если не принять немедленные меры — не перенести огороды от берегов вглубь побережья, закрепить склоны, — увеличится количество обвалов и оползней. Конечно, сейчас трудно говорить о перемещении уже построенных гостиниц и коттеджей, хотя иногда нужны и такие меры. Это показал случай с базой отдыха «Каравелла», которая существенно пострадала во время обвала в 1999 году.
На заседании круглого стола, посвященного рассмотрению ситуации вокруг мыса Фиолент, присутствующие, среди которых были и представители Института биологии южных морей, организации «Экология и жизнь», «Морского собрания», Севастопольской городской организации Всеукраинской экологической лиги, Совета общественных организаций Севастопольского оползневого поста, решили активизировать контроль относительно соблюдения норм экологического законодательства в этом уникальном уголке Крыма.