В этом году в Мурманской области, не считая шельфа, будет выполнено геологоразведочных работ почти на 500 млн руб. Часть денег поступит из областного бюджета (30,5 млн руб.), от предприятий (только Кольская ГМК выделила 120 млн) и зарубежных инвесторов. Особенно активно в этом году ищут алмазы, золото, платину. О перспективах газете рассказали специалисты, причастные к поиску.
– Давайте начнем с платиноидов, уже нет сомнений, что мы близки к их промышленной добыче, — сказал директор Геологического института Кольского научного центра, академик РАН Феликс Митрофанов. — Если не случится какой-нибудь катастрофы вроде дефолта 1998 года… Я не раз писал и выступал о проблемах поиска платиноидов. Очень хорошо, что федеральные власти восприняли эту идею. Правда, денег на поиск все же не дали, но и не мешали. Сейчас с надеждой смотрим на новое правительство, на нового министра природных ресурсов Юрия Трутнева.
Удачей для нас стало и то, что губернатором вновь избран Юрий Евдокимов — он и его заместители всегда поддерживали геологов.
Как считает Феликс Митрофанов, Россию уже и сейчас можно считать монополистом по производству палладия. «Норильский никель» добывает платиноносные руды не только на Таймырском полуострове, он купил крупнейшее в мире месторождение драгоценных металлов Стилуотер, находящееся на территории США. И сейчас на долю наших компаний приходится 70% палладия. Разведанное на Кольском полуострове окончательно закрепит российский приоритет…
Истории вопроса коснулся начальник управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Мурманской области Николай Бичук.
– Первые проекты по поиску металлов платиновой группы появились на Кольской земле во второй половине 80-х годов, — рассказывал он. — Мурманская геолого-разведочная экспедиция тогда подготовила предложения, отправила их в Москву. Но поначалу никто не заинтересовался нашими палладием и платиной. Не было острой нужды, Норильск обеспечивал все потребности. Потом спрос на эти металлы резко рос, а с ним и цены. Рудой стало считаться даже то, что прежде называли пустой породой. Так, если на Таймырском полуострове содержание благородных металлов в тонне руды более 20 г, то на Кольском — в основном — менее 2-х. И все равно рентабельно их добывать и перерабатывать, ведь горно-металлургические предприятия рядом и дороги уже построены. И вообще расходы не столь значительны, как, скажем, в Сибири. Но в стране уже пошла перестройка, начались реформы, всем стало не до того. Только Горный институт во главе с Феликсом Митрофановым последовательно разворачивал и вел работы, ни на год не останавливая. В результате между Апатитами и Ревдой на Федорово-Панском массиве выявлено перспективное месторождение промышленной значимости протяженностью 60 км. Изучение его продолжается, перспективные участки обнаруживаем и дальше. Границы месторождения по ширине пока неизвестны, возможно, километра 3-4. На этот массив уже выдано 4 лицензии различным организациям, и все работают. Заслуга Геологического института и созданного им в прошлом году акционерного общества «Пана» в том несомненны.
По словам Николая Бичука, выявлена перспективная зона в Печенгском на склонах горы Генеральской, что близ города Заполярного. Нашла ее экспедиция Кольской ГМК, она и занимается оценочными работами. Ей же предстоит продолжить изучение весьма перспективного участка (по прогнозам — до 500 т платиноидов) близ Мончегорска. Рядом — Волчьетундровский участок, это в 60 км западнее Оленегорска.
Центрально-Кольская геолого-разведочная экспедиция получила лицензию на поиск платины в Умбореченском массиве, неподалеку от Апатитов, и скоро приступит к оценочным работам. Готовится к лицензированию участок в Кандалакшском районе, и в этом году начнутся поиски в Ловозерском. А на Федорово-Тундровском массиве, являющемся частью Федорово-Панского, американцы вкладывают $1-2 млн в год. И там выявлены места, где содержание платиноидов достигает 40-50 г на тонну руды. Через несколько лет здесь может начаться первая промышленная добыча. Затем подоспеют участки близ Мончегорска, на горе Генеральской…
Золотой лихорадки в Мурманской области не ожидается. Как сказал академик Митрофанов, этот металл в здешних породах содержится также в виде мельчайших пылинок, которые редко удается разглядеть без специальных приборов. Лишь иногда встречается самородное золото наподобие зерен, но и они очень малы, меньше пшеничных. Потому золотом прежде всерьез не интересовались на Кольской земле, его просто не могли разглядеть даже в добываемой медно-никелевой руде. Но сегодня перспективы просматриваются.
– Будем ожидать золото, прежде всего, на Колмозеро-Вороненской структуре, — говорит Николай Бичук. — Там образцы из пробуренных скважин весьма обнадежили — по 50-100 г на тонну породы. Но это отдельные пробы. Ожидаем, в среднем на тонну будет по 5-10 г, но уже и этого достаточно. Там трудятся геологи Центрально-Кольской экспедиции, финансируют работы англичане. Впрочем у них лицензия только на поиск, разработка месторождений может достаться и нашим предприятиям. Золото обнаружено у границ с Финляндией и Карелией. Соседи его давно добывают на своих территориях, и мы тоже рекомендуем промышленникам и инвесторам выявленные участки.
Перспективны для поиска Печенгский и Ловозерский районы. На Южнопеченгском участке Центрально-Кольская экспедиция заканчивает оценочные работы, и главный претендент на продолжение разведки — Кольская ГМК. Геолого-информационный лабораторный центр совместно с Мурманской геолого-разведочной экспедицией обосновал перспективы участка в районе поселка Зеленоборского. Комитет природных ресурсов ждет, кто рискнет вложить деньги.
– Казна не скоро пополнится за счет золота Мурманской области, но перспективы огромны, — сказал в свою очередь главный геолог Центрально-Кольской экспедиции Владимир Павлов. — На всей нашей планете основные крупные месторождения желтого металла находятся в зеленокаменных поясах… Это мощные разрезы базальта, переслаивающиеся осадочными грунтами. В них находится тонко рассеянное золото в виде кварцевых жил. Такие пояса обнаружены на нашем полуострове.
Искать алмазы на Кольской земле, по мнению Феликса Митрофанова, особенно трудно. В свое время здесь основательно поработали ледники, сдвинув большие слои земли и разрушив верхние части кимберлитовых трубок. Феликс Петрович предполагает, что, возможно, в последний ледниковый период огромные массы грунта были скинуты в Белое море и алмазы неплохо бы поискать именно там. Не все геологи разделяют эту точку зрения. Но тем не менее в середине 90-х годов на один сезон выходили в горло Белого моря на судне и выявили обломки пород, сопутствующие алмазам. Более плодотворный поиск можно вести со специализированного судна, но его никто пока не собирается строить.
И все-таки поиск алмазов в регионе тоже весьма перспективен. Как сказал Владимир Павлов, полуостров по своей структуре похож на Африку и Канаду, где открыто множество кимберлитовых трубок. Должны быть алмазы на Кольской земле. Но поскольку еще в 70-е годы их нашли на Архангельском берегу Белого моря, то и на Кольском полуострове долгое время основные силы и средства были сосредоточены на Терском берегу. Остальные районы изучались лишь точечно. Полного представления пока ни у кого нет.
Сейчас работы ведутся на шести участках, три из которых в Терском районе. Занимается этим только Центрально-Кольская экспедиция за счет средств иностранных инвесторов. Владимир Павлов считает, что наиболее интересные участки (потому что лучше изучены) Ермаковский и Варзугский. Хотя и там выявлены, говоря языком геологов, пока лишь убогоалмазные кимберлитовые трубки, не имеющие промышленного значения.
– Депутаты областной думы наконец-то осознали необходимость заботиться об инвестиционной привлекательности нашего региона и включили в бюджет на нынешний год немалые средства на геологоразведку, — сказал Владимир Павлов. — И сейчас у нас новый всплеск поисковых работ. Мы пошли и в центр полуострова, и на его север. Есть такой замечательный гранат — пироп, являющийся спутником алмаза. Его обнаружили уже в разных районах.
Лучшие эксперты мира по минеральным ресурсам, побывавшие в Мурманской области, тоже относят наш регион к числу самых перспективных.