Кабмин возобновляет предоставление лицензий на использование недр. Теперь чиновники гарантируют прозрачный процесс выдачи спецразрешений на аукционах, а добывающие компании ждут объявления даты первых торгов
Последнее решение властей прекратить выдачу разрешений на использование недр (это было зимой нынешнего года) принималось по нескольким причинам. Во-первых, правительство увидело в деле лицензирования огромное количество злоупотреблений. Во-вторых, тормозить процесс пришлось еще и ввиду административной реформы. Весной началось было масштабное сокращение лишних государственных комитетов и прочих «ненужных» структур. В числе первых под «новую метлу» Кабмина попал Госкомитет природных ресурсов, на который возлагалась функция лицензирования добывающих предприятий. Пока же чиновники метались в поисках новых исполнителей этой важной процедуры и решали, как бороться с коррупцией, сам процесс выдачи разрешений заморозили, не особо переживая по поводу возможного срыва производства.
Возобновить лицензирование правительство надумало только сейчас. По информации первого заместителя министра экологии и природных ресурсов Степана Лизуна, всю прошлую неделю Кабмин занимался решением этой проблемы. Результатом проведенной работы стало утверждение нового порядка проведения процедуры лицензирования, согласно которому все разрешения на использование недр будут предоставляться заявителям исключительно на аукционах, никаких лазеек для желающих их избежать правительство не оставило. При этом г-н Лизун отмечает, что для тех компаний, которые выполнили все лицензионные условия, а также занимались инвестированием в геологоразведку, правительство предусмотрело специальные условия участия в таких торгах. Проще говоря, компании, ранее эксплуатировавшие месторождения и вложившие свои средства в добычу, будут иметь первоочередное право на продление лицензий. На общих же аукционах соискателям будут предлагать права на разработку новых месторождений или же на те объекты, прежние пользователи которых не выполнили всех лицензионных условий.
Как «пересидели» добытчики
Пока в Кабинете Министров решали, как урегулировать ситуацию, в добывающих компаниях проблему отсутствия лицензий решали по-всякому. В Полтавской газонефтяной компании, например, сообщили, что период моратория для них прошел благополучно. Срок имеющихся лицензий позволял работать бесперебойно. При этом топ-менеджемент в сложившей ситуации не устраивало лишь то, что компания не могла получать разрешения на разработку новых месторождений.
Более критично мораторий на выдачу лицензий оценивает руководство ГАО «Черноморнефтегаз». «Ситуация выглядит странно. С одной стороны, необходимо увеличивать объемы добычи. С другой — у компании не было законной на то возможности», — говорит гендиректор компании Артур Лукьянец. Он наводит пример Фонтановского газоконденсатного месторождения, разрешение на разработку которого его предприятие не может продлить. Из-за этого, по словам топ-менеджера, на складах скопилось более полутора тысяч тонн газового конденсата. «В случае продления этой лицензии конденсат уже давно был бы переработан на топливо, и рынок получил бы дополнительные 1200 тонн бензина украинского производства по нормальным ценам», — объясняет ситуацию г-н Лукьянец.
Чиновники также не отрицают, что потери от введения моратория — весьма значительны, правда, оценивать их в масштабах страны не рискуют. «Я вам приведу только один пример: по компании «Надра Украины» мы имеем около 40 млн. грн. убытков, — говорит замминистра Степан Лизун. — Согласно законодательству, в сложившейся ситуации работа предприятий, у которых срок лицензии истек, просто должна была остановиться. Но МВД и прокуратура отнеслись к ситуации лояльно. Мы были вынуждены объяснять положение и искать с ними компромисс, в ином случае могла быть спровоцирована серьезная разбалансировка экономики». Чиновник подтверждает, что в некоторых случаях остановка добычи могла навредить производству, поэтому компаниям приходилось работать на склад.
Впрочем, привыкать к проблемам с получением лицензий украинским добытчикам пришлось не впервые. Аналогичная ситуация наблюдалась и в прошлом году. Тогда законом о бюджете на 2004 год также была предусмотрена норма об аукционном механизме лицензирования, но саму процедуру ее инициаторы выписать позабыли. В результате выдачу лицензий остановили, и практически полгода никаких подвижек в этом деле не было. Только в конце мая 2004 года Кабмин утвердил документ под названием «Порядок проведения аукционов по продаже спецразрешений (лицензий) на использование недр». Но и этим нормативное обеспечение процедуры не завершилось: еще три месяца чиновникам понадобилось на разработку регламента проведения таких аукционов. Удивительно, но, несмотря на проволочки, никакого промышленного коллапса в это время в Украине не произошло. Добывающим компаниям каким-то дивным способом удавалось работать в непростых «безлицензионных» условиях.
Тогда заминки с получением прав на добычу ископаемых эксперты связывали с тем, что в Госкомитете по природным ресурсам к идее проведения аукционов относились неблагосклонно. Нежелание работать по такой схеме было настолько сильным, что, даже утвердив правила проведения аукционов, ведомство предусмотрело ряд случаев, при которых лицензию на недропользование можно было получить и без публичных торгов. Успев поделить рынок лицензий на аукционный и непонятно какой, комитет все же не успел воспользоваться результатами свои начинаний. Планы о его ликвидации новая власть вынашивала недолго.
Чиновники обещают прозрачность
«Теперь же вопрос практически решен. Для проведения аукционов будет оперативно создана межведомственная комиссия, в которую войдут силовики, представители ГНАУ, заинтересованные министерства. Следовательно, все решения будут приниматься коллегиально», — отмечает первый замминистра экологии Степан Лизун.
Саму идею лицензирования через аукционы большинство добытчиков оценивают нейтрально, делая некоторые ремарки. Например, по мнению Артура Лукьянца, в интересах государства, чтобы вопрос с выдачей и продлением лицензий разрешился как можно скорее, пусть даже путем проведения аукционов. «Но не так, как это произошло с лицензией на Акташское месторождение нефти в Ленинском районе Крыма, — уточняет он. — Тогда право на его разработку получило коммерческое предприятие, не имеющее опыта работы в нефтегазовой сфере, производственных мощностей и профессиональных кадров. А государственное предприятие с 26-летним опытом работы, с мощной производственной базой и существенными инвестициями в социально-экономическую сферу региона осталось не у дел. Даже при том, что более 20 лет разрабатывает аналогичное месторождение всего в десяти километрах от Акташского».
В Полтавской газонефтяной компании также в ожидании возобновления выдачи разрешений. «Мы готовы принимать участие в аукционах, вопрос только в том, когда правительство объявит их сроки», — сказал «Инвестгазете» финансовый директор этой компании Евгений Паленка. При этом топ-менеджмент этого предприятия интересуется, насколько выработанная правительством процедура отвечает мировой практике.
Впрочем, в самом министерстве аукционный механизм также не идеализируют и говорят, что просто вынуждены выполнять нормы бюджетного закона. Там делятся планами, что в следующем году процедура снова может поменяться и, скорее всего, будет избран конкурсный подход. В ведомстве также пока не называют точные сроки проведения ближайших аукционов. «Инвестгазете» удалось узнать только то, что сейчас министерство пытается сократить срок организации этих мероприятий с положенных 45 до 15-20 дней. Но аукционы со специальными условиями, по информации Степана Лизуна, будут организованы едва ли не на текущей неделе, в крайнем случае, до конца месяца. «Только по НАК «Нафтогаз Украины» надо срочно продлевать около трех десятков лицензий», — аргументирует он безотлагательность проведения торгов.
Напомним, что еще полтора месяца назад министр экологии и природных ресурсов Павел Игнатенко обнародовал информацию, согласно которой до конца текущего года запланировано провести 250 аукционов. При этом 811 заявок на получение лицензий уже ожидают своей очереди. Тогда же министр предположил, что торги могут проводиться как на базе его ведомства, так и на специально отобранных биржах, заверив общественность, что публичность этих мероприятий отныне будет беспрецедентной. «Я вам гарантирую, что вся информация о продаже любой лицензии будет в прессе. Если появится возможность поставить веб-камеру и транслировать аукцион в Интернете, я это сделаю», — пообещал Игнатенко еще в мае.