В конце июня в Керчи прошел очередной раунд межправительственных украинско-российских переговоров по вопросам разграничения акватории Азовского и Черного морей и Керченского пролива. На этот раз стороны сосредоточились на подготовке двустороннего соглашения о защите морской среды, экологической безопасности, вопросах судоходства и рыболовства в регионе.
Накануне переговоров планировалось согласовать два проекта договоров — об украинско-российской государственной границе и о режиме использования Азовского моря и Керченского пролива. Предполагалось, что в ходе согласования первого проекта будут определены возможные решения технически сложной задачи — выбора методики утверждения длины береговых линий Азово-Керченской акватории (мелкий и изобилующий песчаными косами берег Азова делает эту задачу практически невыполнимой). В ходе обсуждения проекта второго договора предусматривалось остановиться на важных для экономики украинского и российского Приазовья проблемах сохранения рыбных популяций, в том числе дорогостоящих осетровых рыб, а также на вопросах экологической безопасности.
Комментируя итоги переговоров, возглавлявший делегацию нашей страны замминистра иностранных дел Александр Моцик охарактеризовал их как «определенный прогресс». По неофициальным данным, для украинской стороны прогресс этот выглядел не просто определенным, а очевидным — чреватые для Киева высокими политическими рисками переговоры по поэтапной делимитации границ были отложены на следующее, 21-е по счету, заседание украинско-российской комиссии. При этом нам удалось сместить акцент переговоров на невыгодный России экологический аспект.
Речь идет о сохранении рыбопромыслового потенциала и работе ООО «Порт-Кавказ», расположившего мощное и экологически опасное производство (терминал по перевалке сжиженных газов мощностью более 1 млн т в год) фактически в акватории Керчи. Этот российский газовый терминал работает по упрощенной технологии — напрямую, минуя накопительные резервуары и трубопроводы, переваливает жидкое химическое сырье из цистерн на танкеры. Экологическая угроза со стороны терминала с момента его пуска в 2002 г. вызывала беспокойство у местных экологов и рыболовецких хозяйств. Однако проблема попросту игнорировалась как украинскими, так и российскими официальными лицами. По всей видимости, сказывалось влияние учредителей предприятия, среди которых фигурируют ОАО «Газпром» и британская компания Solvalube (близкая к Борису Титову, президенту крупнейшего в РФ химического холдинга «Интерхимпром» и заместителю председателя Российского союза предпринимателей).
Пока официальный Киев не высказывал никаких претензий, касающихся этой и других экологических проблем Азова и Керченского пролива. Очевидно, их решено не афишировать до завершения переговоров. Что касается возможности совместного использования месторождений нефти и газа, расположенных на шельфе Черного и Азовского морей, то работа межправительственной комиссии над этой частью соглашений была отложена. Причина переноса официально не сообщалась. Однако с учетом того, что во время проведения керченских переговоров Киев посетили руководители американской нефтекомпании Hunt Oil, взявшейся за разработку глубоководных месторождений прикерченского шельфа, можно предположить, что озабоченность США экологическими проблемами Азова нашла достойное понимание украинской стороны.