Договор о режиме государственной границы, сотрудничестве и взаимопомощи по пограничным вопросам между Украиной и Румынией подписали на днях в Черновцах президенты двух стран – Леонид Кучма и Ион Илиеску. По словам Президента Украины, "наконец решена самая наболевшая проблема, которая сдерживала развитие отношений между государствами". Но как быть с другими пограничными проблемами с Румынией?
На согласование всех деталей документа, который подтверждает существующую линию сухопутного участка границы длиной в 608 км, ушло пять лет. Документ подтверждает линию границы, установленную еще советско-румынским соглашением от 1961 года. При этом его положения не могут быть денонсированы в одностороннем порядке. Срок действия договора — 10 лет, но через каждые пять он может автоматически продлеваться.
Теперь Киев и Бухарест вплотную подошли к решению последней крупной проблемы в двусторонних отношениях — делимитации Черноморского шельфа. По мнению Иона Илиеску, «подписание Договора является воодушевляющим фактором и будет способствовать подписанию Соглашения о делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон уже в следующем году».
Такая оптимистическая настроенность вселяет надежду. Особенно если учесть, что украинско-румынские переговоры по проблеме госграницы велись с января 1998 года в довольно сложной обстановке, главным образом из-за территориального спора вокруг черноморского острова Змеиный.
Согласно Парижскому соглашению 1947 года, остров Змеиный отошел к Украине. Еще во времена СССР Румыния предъявляла претензии Советскому Союзу относительно границ, установленных после Второй мировой войны. С утверждением независимости претензии, естественно, были переадресованы Украине.
До недавнего времени Румыния фактически выдвигала территориальные претензии на часть островов, находящихся в русле Дуная. При этом между Украиной и Румынией подписан базовый договор 2 июня 1997 года, подтверждающий нерушимость прежних границ по состоянию на 1961 год, которым фактически признаны права Украины также и на остров Змеиный. Однако Румыния пытается «отыграть» свой интерес на других островах — речь идет о пяти островах в устье Дуная. Так Бухарест пытался увязать подписание Договора о режиме государственной границы с собственностью на другие пять островов в устье Дуная. Румынская сторона предлагала, чтобы три из них отошли Украине, два — Румынии. Подобный подход натолкнулся на жесткое неприятие Киева. Во-первых, все пять островов сегодня принадлежат Украине. Во-вторых, если Румыния получает право на эти острова, то меняется точка отсчета, от которой определяется 12-мильная исключительная экономическая зона. В то же время в мировой практике существует правило — распределение таких зон между соседними странами традиционно пропорционально протяженности национальных береговых линий. Это соотношение между Украиной и Румынией сейчас приблизительно 5:1.
Вопрос делимитации континентального шельфа — это не столько территориальный вопрос, сколько экономический. Притязания Румынии на Змеиный можно объяснить тем, что на прилегающем к острову континентальном шельфе, по данным геологоразведки, расположены нефтегазовые месторождения и составляют около 10 млн. тонн нефти и 10 млрд. куб. м газа. А окружающая остров морская акватория представляет собой богатейший рыбопромысловый район Черного моря.
Еще осенью 2001 года руководство нашего «Черноморнефтегаза» объявило о своих планах на перспективное месторождение. Тогда компания уже занималась проектированием подводного трубопровода, который должен протянуться до одесских берегов. Румыния на тот момент уже разрабатывала соседнее нефтяное месторождение к западу от острова Змеиный.
Румыния неоднократно требовала удерживаться от бурения в спорной, как считали в Бухаресте, зоне вблизи острова Змеиный. В официальной ноте, переданной посольству Украины в 2002 году, было заявлено, что по условиям базового политического договора 1997 года обе страны не должны эксплуатировать минеральные залежи вплоть до решения вопроса о делимитации континентального шельфа.
Пограничный конфликт длился не один год, обе стороны не хотели идти на уступки. Официальный представитель Киева в то время, помнится, озвучил более чем категоричную позицию: «у Украины в этом вопросе «железобетонная» позиция — мы не будем уступать ни метра территории». Такую же позицию занимали и в предыдущем правительстве: «Не может быть никаких переговоров относительно претензий к территориальной целостности Украины» и «ни у кого, ни у Румынии, ни у мирового сообщества» не должно возникать сомнений в том, что «Змеиный — именно остров», причем «остров, на котором присутствуют национальные интересы Украины».
В конце прошлого года даже прошла официальная информация, что Украина и Румыния могут обратиться в Международный суд в Гааге по вопросу делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон в Черном море.
Прогресс в переговорах наметился в начале нынешнего года, когда министр иностранных дел Румынии Мирча Джоане заявил об отсутствии любых территориальных претензий к Украине со стороны Бухареста и добавил, что Румыния не ставит под сомнение суверенитет Украины над островом Змеиный в северо-западной части Черного моря.
Понятно, что у каждого государства есть свои интересы. Однако для Румынии, стремящейся стать членом ЕС и НАТО, отношения с Украиной составляют некоторую проблему — стать членом перечисленных международных структур невозможно при наличии территориальных споров с соседями. Так лучше уж, как говорится, проиграть в меньшем, но иметь перспективу со временем выиграть в большем.