ЛУКОЙЛ и «Роснефть» получили доли в лицензиях на участки норвежского шельфа, сообщили в четверг компании. ЛУКОЙЛу достались 20% в партнерстве со шведской Lundin (оператор), норвежскими North Energy и Edison, а также 30% в проекте с North Energy и британской Centrica (оператор).
Норвежская сторона не дала ЛУКОЙЛ статус оператора по причине, как заявили в профильном норвежском министерсве, малого опыта работы на шельфе. Изначально компания рассматривала возможное сотрудничество со Statoil, но его заполучила в стратегические партнеры государственная «Роснефть». Дочка российского нефтяного гиганта – RN Nordic Oil получила 20% в лицензии на разработку четырех блоков в Норвежском и Баренцевом море, столько же получили норвежские North Energy ASA и Edison International Norway Branch. Самая большая доля (40%)и контроль над проектом достались Statoil.
География работ обеих российских компаний в добычных проектах достаточно обширная. ЛУКОЙЛ работает в Африке, странах Латинской Америки и Персидского залива, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане. «Роснефть» ведет добычу в Венесуэле, имеет проекты в Алжире и Казахстане. После покупки ТНК-ВР компания получила доступ к вьетнамским и бразильским активам. В течение 2011-2012 годов компания подписала ряд стратегических соглашений с зарубежными партнерами (ExxonMobil, Eni, Statoil), обеспечив себе доступ к их проектам.
ЛУКОЙЛ был одной из первых российских компаний, заинтересовавшихся норвежским шельфом. Компания подала заявку на предквалификацию для работы здесь в 2010 году и получила ее в 2011. Однако непосредственное участие в тендере компания приняла только в 2012 году, когда ее норвежское отделение возглавил бывший менеджер по добыче российской Petec Леонид Сургучев.
«Мы подали две заявки в двух альянсах, и по двум вошли в проекты. Поэтому я считаю, что результат для нас очень благоприятный», – отметил в разговоре с РБК daily Леонид Сургучев. По его словам, ЛУКОЙЛ устраивают полученные в результате тендера доли. Прибыль будет поделена между владельцами лицензии в соответствии с их долями, пояснил он. ЛУКОЙЛ не собирается останавливаться на достигнутом. Компания готовится к участию в 23-ем раунде на участие в разработке месторождений Восточной части Баренцева моря. Он намечен на ближайшие два года.
Представитель «Роснефти» сказал, что в партнерстве со Statoil компания приобретает «бесценный» опыт по разработке шельфовых месторождений в тяжелых климатических условиях. «В будущем эти уникальные технологии будут адаптированы и эффективно использованы в российских проектах «Роснефти», – сказал он. Источник, близкий к госкомпании сказал, что добыча на норвежском шельфе начнется не ранее 2015 года.
Если «Роснефть» и ЛУКОЙЛ в партнерстве с зарубежными компаниями найдут коммерческие запасы, то Норвегия может предоставить им право на добычу на 30 лет.
В стране действует концессиональная система управления ресурсами: по завершении срока работ они возвращаются государству в обязательном порядке. Но в то же время, Норвегия компенсирует 78% затрат компаний на геологоразведку. В ЛУКОЙЛе ранее отмечали о готовности инвестировать 100 млн. долл. в течение трех лет, начиная с конца 2013.При этом свой газ Норвегия в основным экспортирует в Европу, где ее прямым конкурентом выступает российский «Газпром».
Баренцево море – перспективный регион добычи углеводородов, однако говорить о эффективности этих проектов пока рано, отмечает аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров. «Тем не менее норвежский опыт (технологический, организационный и так далее) позволит российским компаниям быть проводниками для распространения его в России», – говорит он.