По поводу промышленной деятельности на месторождении алмазов имени М.В. Ломоносова и строительству ГОКа существует много разных мнений. Некоторые специалисты высказываются о том, что разработка месторождения наносит огромный экологический вред региону. Специалисты ОАО «Севералмаз» провели с журналистами Архангельской области круглый стол на тему экологии и развеяли теории, озвученные некоторыми региональными изданиями.
Все работы на Ломоносовском ГОКе согласованы многочисленными экспертизами
«Прежде чем мы приступили к реализации проекта по строительству Ломоносовского ГОКа, было пройдено очень много экспертиз, согласований, разрешений, допусков и.т.д.
Существует документ, который на государственном уровне говорит о том, что строительство ГОКа на месторождении Ломоносова возможно.
Государственная экспертная экологическая комиссия считает допустимым предусмотренное проектом воздействие на окружающую среду в процессе строительства и эксплуатации горно-обогатительного комбината», – рассказал журналистам вице-президент и главный геолог компании ОАО «Севералмаз» Сергей Безбородов. Под этим документом стоят подписи 19 человек, их уровень знаний и компетентность позволяет с доверием относиться к документу. В состав комиссии вошли специалисты, из различных областей науки: экологи, геологи, гидрогеологи, ихтиологи, гидрологи, специалисты в области открытых и подземных горных работ и др.
«Такие заключения рождаются не сиюминутно, в заключении есть замечания и опасения экспертов, но это опасения, с которыми мы на сегодняшний день работаем. По предложению экспертизы нами была создана программа экологического мониторинга. И мы отслеживаем все те нюансы, которые отражены в заключении государственной экологической экспертизы. Были и другие экспертизы, в том числе рассматривающие и вопросы экологии. Так в 2002 году мы переутверждали запасы месторождения в ГКЗ (государственная комиссия по запасам), в работе которой принимали участие более 10 специалистов», – рассказал Сергей Безбородов. По его словам, это экспертиза, которая решает, может ли месторождение разрабатываться экономически эффективно с учетом всех особенностей месторождения: экологии, гидрогеологии, геологии, горнотехнических условий.
«Прежде чем комиссия скажет, что месторождение может быть разработано, она должна выяснить, что воздействие на окружающую среду допустимо, что технические решения, принятые при разработке месторождения являются обоснованными. Что продукция добытая с месторождения окупит затраты понесенные по реализации проекта. При прохождении комиссии по запасам экспертами проверяются все технические решения отработки месторождения. Эксперты изучали все материалы, которые были разработаны в течение последних 10 лет, где рассматривались все возможные варианты отработки месторождения. По Ломоносовскому месторождению заключение экспертизы было положительным», – говорит он.
На протяжении всего существования ОАО «Севералмаз», обязательным был контроль, за состоянием окружающей среды: мониторинг лесов, речной сети, животного мира. После выхода проекта по разработке месторождения, был составлен проект экологического мониторинга. Он тоже прошел согласования во всех инстанциях Архангельской области и экологическую экспертизу.
Работы по добыче в Архангельской области затруднены спецификой окружающей среды
Около 17 проектных институтов работает над проектированием объектов ГОКа. На территории месторождения шли опытно-промышленные разработки с восьмидесятых годов ХХ века. «Сложность этого месторождения в том, что здесь есть болота, ценные леса и реки находящиеся на территории разработок», – рассказал журналистам главный инженер компании Сергей Солопов.
На начальном этапе работы опробовались разными методами: скважинной гидродобычи, гидромеханизации (с помощью земснаряда), выбуриванием скважин большого диаметра – и пришли к выводу, что наиболее рациональными являются открытые горные работы. Опыт «Севералмаза» с 2003 года, по мнению главного инженера, ценен тем, что наработана практика ведения открытых горных работ в условиях Архангельской области, где породы имеют низкие прочностные характеристики и сильно обводнены. Ведущие специалисты производителей горнодобывающей техники, которые недавно посещали «Севералмаз» рассказали, что такие сложные условия добычи кроме Архангельской области есть только в Африке.
Опыта ведения подземных работ по добыче в Архангельской области не существует. Мнение специалистов однозначно, на Ломоносовском месторождении можно вести работу только открытым способом, при этом оценивая воздействие на окружающую среду. Открытый способ добычи на месторождении им. М.В. Ломоносова, как считают специалисты, более эффективный, чем подземный. «Вначале добывают все, что возможно открытым способом, а затем следует переход на подземные горные работы, если это экономически обосновано. В нашем случае, с учетом незначительной мощности перекрывающих руду пород, а также других факторов, решили поступить также», – комментирует Сергей Солопов.
В настоящее время глубина карьера разработки первой очереди месторождения составляет 50 метров. В течение 25 лет он достигнет глубины 400 метров.
Работа в карьере Ломоносовского месторождения алмазов безопасна
На стадии проектирования принимаются технические решения. Например, какой угол откоса должен быть у борта карьера, при котором можно работать безопасно. По безопасности работ в проекте был задействован Всесоюзный научно исследовательский институт маркшейдерского дела и геомеханики. На основе их рекомендаций компания строит карьер. Проектом предусмотрены наблюдательные маркшейдерские станции по всему периметру карьера, где ведутся ежемесячные наблюдения. На сегодняшний день никаких сдвигов этих станций не наблюдается, поэтому, как считают специалисты компании, работа в карьере безопасна, и никаких обвалов случиться не может.
Угроза затопления горных выработок на месторождении исключена
Защита карьера от затопления осуществляется с помощью системы водопонижающих скважин, пробуренных по периметру карьера, и открытого карьерного водоотлива. «Что касается водопонижающих скважин, которые достигают глубины 150 метров, они работают в штатном режиме круглые сутки», – рассказал журналистам главный эколог компании Алексей Иванов. Открытый карьерный водоотлив также работает круглосуточно, если происходит увеличение притоков воды в карьер (дожди, таяние снега), то вводятся в эксплуатацию резервные насосные станции. «Мы не имеем права подтапливать карьер», – говорит Иванов.
Существует проектное решение по карьерному водоотливу и системы водопонижающих скважин. «За нами тщательно наблюдают органы государственного надзора, поэтому никакого подтопления горных выработок просто не может быть, – считает Солопов. – Горно-обогатительное производство невозможно вести с грубыми нарушениями».
ГОК решает проблемы со сбросом взвешенных частиц в реку
Существует целый ряд требований для очистки воды после использования в работе ГОКа. «Когда мы только начали свою работу, мы очищали воду с помощью системы болот. За этим видом деятельности также существует плотный контроль. Мы постоянно берем пробы воды, и по ним оценивают нашу работу. Как только мы заметили отклонения результатов проб от нормы, мы сразу построили 3 дополнительных отстойника. А также усовершенствовали систему дренажных каналов и отведения вод, которые проходят в паводковый период, – пояснил Сергей Солопов. – Сейчас конструируется более сложная система, институт проектировщик на данный момент занимается разработкой самых современных установок по очистке воды, эти системы полностью решат проблему сброса взвешенных частиц в реку».
Существуют проект по нормам предельно-допустимых сбросов, где прописано какая вода сбрасывается, какие объемы и характеристики сбрасываемой в окружающую среду воды должны быть.
Так, из водопонижающих скважин в 2006 году в окружающие реки ГОК может сбросить 9679,8 млн м3 воды, а из карьера – 7743,8 млн.м3.Объем взвешенного вещества не должен превышать 3,05 миллиграмма на литр воды, а нефтепродуктов не более 0,05 миллиграмма на литр. Сухой остаток не должен превышать 205 миллиграмм на литр.
Когда все это было согласовано с Санэпидемнадзором, Рыбнадзором, на основании этого проекта Ростехнадзор выдал «Севералмазу» разрешение на количество сбросов. «Мы работаем только в рамках выданных нам разрешений», – говорит Алексей Иванов. Если в силу каких-то причин концентрация сбросов выше, это оплачивается сверхлимитными платежами. «У нас существовали проблемы в начале работы во время паводка в 2004 и в 2005 годах. За 2 квартал 2004 года мы заплатили 1 млн рублей за сброс карьерных вод, в 2005 году 1,5 млн рублей. 2,5 млн рублей мы заплатили за два паводка в бюджет. 20% ушло в федеральный бюджет, 40% в областной, 40% в районный. Приморский район получил миллион рублей за повышенное содержание взвешенных веществ», – пояснил Иванов. После паводка 2006 года ситуация на карьере ГОКа достаточно стабильная и нормы сбросов не превышены, так как за 2004-2005 годы, специалисты занимались стабилизацией системы сброса. К концу 2005 года были введены в эксплуатацию все водопонижающие скважины – 17 штук.
Когда управление Севрыбвод выдало разрешение на осуществление сбросов карьерной и дренажной воды, одним из условий разрешения была ежегодная гидрологическая и ихтиологическая съемка рек. С 2004 года такая съемка выполняется «Севералмазом». В настоящее время подписан договор с бригадой ихтиологов, которые должны выехать на реку Золотица, чтобы проводить съемку в 2006 году.
От деятельности ГОКа Соянскому заказнику будет нанесен минимальный ущерб
«Безусловно, какое-то воздействие от наших горных работ на заказник будет», -считает Иванов. – Построена гидрогеологическая модель, произведено зонирование на зоны сильного, среднего и слабого влияния. В проектной документации просчитан ущерб, который будет иметь лесная растительность, в результате осушения месторождения. Но говорить о том, что заказник погибнет не правильно, потому, что в основе проектной документации ГОКа лежат расчеты и моделирование гидрогеологов». Площадь Соянского заказника составляет 320 тысяч гектаров, он находится на территории двух районов: Приморского и Мезенского.
На территории месторождения находятся 13 площадок лесоводов, в разных типах леса. В районе Соянского заказника тоже работают лесоводы, для того, чтобы производить мониторинг лесной растительности.
На месте отвала пустой породы Ломоносовского ГОКа вырастет лес
Рассматривается вариант сухого складирования отработанной руды. Этот метод, по мнению специалистов, важен с точки зрения экологического влияния на окружающую среду. «Добыча алмазов предполагает складирование пустой породы. Пустую породу, мы складируем в отвал, мы формируем его по рекомендации института Геомеханики. После того, как отвал сформирован, есть требования по его рекультивации. После формирования отвала мы будем его засевать», – рассказал Сергей Солопов. На площадях, которые отведены ГОКу под отвалы, будут сформированы сопки, засеянные лесом ценных хвойных пород.
Справка:
В мониторинге экологической обстановки на месторождении и на территориях возле него задействовано множество организаций и институтов: Северное НИИ лесного хозяйства, Поморский государственный университет, НИИ Охотоведения и звероводства, институт Геоэкологии РАН, Северное управление гидрометеорологии, гидрогеологи из Санкт-Петербурга.