Куда сползает город?

Оползни в долинах Москвы-реки – для российской столицы вполне реальная угроза. Движение грунтовых масс медленно, но верно делает свою работу. Однако активизирует природный процесс часто сам человек или, наоборот, его бездействие. Храму Усекновения главы Иоанна Предтечи, что в Дьяково, уже более 500 лет. Последний раз оползни беспокоили святую обитель, расположенную в долине Москвы-реки, на рубеже 70-80-х. Тогда провели специальные дренажные работы, склон укрепили, и с ситуацией справились. Но успокаиваться, как оказалось, рано. Сейчас оползневые процессы вновь активизировались.

Андрей Лукашов, профессор геологического факультета МГУ им. Ломоносова: «Ожидали их возобновление специалисты в конце 90-х годов, но несколько сухих лет отодвинули этот срок, и вот сейчас оползневые склоны в Коломенском снова ожили, деформация памятников, говорят нам, от том, что можно начинать бить тревогу».

Последствия скольжения грунтов видны невооруженным глазом. Зазоры между белокаменной кладкой, перекосы крыльца и повисшие в воздухе опоры. Косвенные свидетельства пробуждения оползней – покосившиеся деревья и каменные надгробия. Обычные реставрационные работы здесь не помогут, латание щелей лишь борьба с последствиями.

Андрей Лукашов, профессор геологического факультета МГУ им. Ломоносова: «Специалисты должны подумать, как обеспечить здесь глубокий дренаж, ибо за последние десятилетия изменилась гидрогеология участка, то есть распределение подземных вод».

Московские архитекторы полагают, что при строительстве метро между Каширской и Коломенской, могло быть одной из причин подземного стока и оживления оползней именно здесь в Дьяково. Пробуждение оползней на Воробьевых горах, в районе, и так неблагоприятном по инженерно-геологическим показателям, спровоцировал сам человек. Площадку под строительство элитного жилого комплекса, недолго думая, решили расширить, подрезав склон. В июне этого года появились первые предвестники неблагополучия – разлом в грунте и трещина в арочных сводах Андреевского монастыря.

Андрей Лукашов, профессор геологического факультета МГУ им. Ломоносова: «В данном случае мы видим пример активизации таких процессов, как эрозия и оползание, которые вряд ли были предусмотрены проектировщиками».

Предупредить подобные явления помогло бы тщательное изучение не только устойчивости грунта под фундаментом будущего сооружения, но и всей ближайшей местности. В противном случае, негативных последствий для жилых домов, а главное для древнейших памятников архитектуры – не избежать.