Несмотря на то, что Крым располагает собственными запасами голубого топлива, долгое время о газификации на полуострове только мечтали. Изменения начались после личного вмешательства Леонида Кучмы. По его поручению НАК «Нефтегаз Украины» построил газопровод «Джанкой — Феодосия — Керчь», а сейчас активно развивает инфраструктуру Ленинского района АР Крым. Благодаря интенсивной разработке шельфа Азовского моря уже в следующем году компания полностью обеспечит потребности Крыма в природном газе
Государственная программа освоения месторождений газа на шельфе Азовского моря предусматривает введение до конца 2005 года двух новых месторождений — Северо-Булганакского и Северо-Керченского, а также обеспечение прироста добычи природного газа на уровне 650 млн. куб. м. Это позволит полностью покрыть потребности полуострова в стратегическом сырье (порядка 1,6 млрд. куб. м). Однако в «Нефтегазе» считают, что смогут ускорить процесс ввода в эксплуатацию новых месторождений почти на год.
Планы вполне реальные, особенно если учесть опыт обустройства еще одного месторождения Южного Азова — Восточно-Казантипского, где эксплуатационное бурение началось еще в 1999 году. И уже сейчас уровень добычи здесь составляет порядка 870 млн. куб. м в сутки, причем в ближайшее время этот показатель будет доведен до 1 млрд. Всего же, благодаря Восточному Казантипу, ГАО «Черноморнефтегаз» вышел на миллиардный уровень добычи голубого топлива.
Следует обратить внимание, что в последние годы компания практически полностью «ушла» с Черного моря и сконцентрировала финансовые и организационные ресурсы на Южном Азове. «Наш интерес к Азову вполне объясним, — объясняет директор по развитию ГАО «Черноморнефтегаз» Ростислав Ильницкий. — Здешние запасы топлива трудно назвать огромными. Зато это с лихвой компенсируется простотой извлекания ресурсов. Месторождения на Азове неглубокие, что позволяет достигнуть максимальной рентабельности добычи».
Кроме того, повышать эффективность в компании планируют за счет использования новых технологий. К примеру, традиционное обустройство месторождений такого рода раньше предусматривало обязательную установку стационарной платформы. Уже на Северном Булганаке от этой практики будут отказываться. Впервые на просторах Восточной Европы, да и всего СНГ будет применяться исключительно подводное добывающее оборудование. Весь процесс управления будет осуществляться с берега. Подобную разработку пока ведут только компании с мировым именем — английская «Бритиш Петролеум» и бразильская «Петробрас».
Безусловно, такие проекты потребуют немалого финансирования. К примеру, обустройство только Восточного Казантипа обошлось компании в 130 млн. грн. Поэтому «Черноморнефтегазу» приходится искать дополнительные источники финансирования. Основным из них стало участие в разработке шельфа Азова еще одной компании «Нефтегаза» — ДК «Укргаздобыча». Во время обустройства Восточно-Казантипского месторождения компания полностью обеспечила реализацию сухопутной части проекта — газопровода и установки комплексной подготовки газа в поселке Багерово. Средства на обустройство Восточного Казантипа выделялись на паритетных началах — 50 х 50.
Кроме того, под эти цели ГАО «Черноморнефтегаз» активно использует внешние займы. Недавно компания уже выпустила облигации на общую сумму 30 млн. грн. Этим инструментом фондового рынка компания планирует пользоваться и в дальнейшем.
Активизация работ на шельфе Азовского моря — не единственное направление, по которому работают государственные нефтегазовые компании в Крыму. Уже в ближайшее время специалисты планируют начать поиск запасов на шельфе Черного моря в районе границы с Россией. Кроме того, как только Украина и Румыния согласуют статус шельфа, прилегающего к острову Змеиный, работы начнутся и там. С оптимизмом глядя в будущее, «Черноморнефтегаз» уже к 2010 году планирует довести уровень добычи «голубого топлива» до 2,5 млрд. куб. м.