Кредит доверия

Deutsche Bank AG открыл “Нафтогазу України” гигантскую кредитную линию в EUR2 млрд.

По словам руководства НАКа, деньги используют прежде всего для реализации международных проектов в сфере нефте- и газотранспорта, а также геологоразведки. Велика вероятность, что они пойдут на долгожданную достройку нефтепровода Одесса — Броды до Плоцка, а также на создание украинско-германско-российского газотранспортного консорциума, о котором несколько лет тщетно договаривались прежние руководители страны и НАКа. Вопрос — почему же такие кредиты не предоставляли прежнему руководству “Нафтогазу”?

Больше не бывает
    Соглашение об открытии кредитной линии 9 марта 2005 г. в присутствии Президента Украины Виктора Ющенко подписали член правления Deutsche Bank Тессен фон Хайдебрек (Thessen von Heidebreck) и председатель правления НАК “Нафтогаз України”, замминистра топлива и энергетики Алексей Ивченко, назначенный на эту должность 3 марта 2005 г., сменив печально известного Юрия Бойко.
    Новому руководству государства и новому главе крупнейшей отечественной компании удалось добиться абсолютно беспрецедентной благосклонности немецких политиков и финансистов. Двухмиллиардный кредит — это в 13 с лишним раз больше, чем банковское заимствование НАКа, до сих пор считавшееся самым крупным (в апреле 2004 г. голландский ABN AMRO Bank N.V. предоставил “Нафтогазу” кредит в $200 млн). Господин Ивченко подчеркнул, что немецкие банкиры дали деньги безо всяких правительственных гарантий.
    Появилась вполне определенная вероятность, что навязшие в зубах “нефтегазовые долгострои” будут доведены до реализации уже через год-два. Достройка маршрута до Плоцка, по прикидкам специалистов, будет стоить около $450 млн, строительство газопровода Богородчаны — Ужгород (это первый этап в инвестиционной фазе международного газового консорциума) — около $300 млн.

Газовое наследие
    Впрочем, оправдывать названное “евродоверие” придется при весьма неоднозначном “наследии”, доставшемся от прежнего руководства НАКа. Речь, помимо всего прочего, может идти и о возможных финансовых “напрягах”. К таковым прежде всего стоит отнести “новогодний сюрприз” для всей страны, явленный бывшим председателем правления НАК “Нафтогаз України” Юрием Бойко, — контракт на закупку туркменского газа по новой цене — $58 за 1 тыс.куб.м. До этого и Украина, и Россия покупали голубое топливо у крупнейшего среднеазиатского поставщика по $44 за 1 тыс.куб.м (см. БИЗНЕС №1-2 от 17.01.05 г., стр.97). Но россияне почему-то сумели договориться с Сапармуратом Ниязовым, а “эффективные” украинские менеджеры — нет. Не сумели они избежать и полной монополизации Российской Федерацией газопоставок в Украину: северные соседи еще в 2003 г. договорились, что с 2007 г. будут выкупать у Турк­менистана весь объем экспортируемого им газа (см. БИЗНЕС №10 от 07.03.05 г., стр.137). Но “Нафтогаз” отдал им абсолютную власть над туркменским газом уже в середине 2004 г., когда была создана компания “Росукрэнерго”, которой были переданы все полномочия по транзиту туркменского газа в Украину. При этом Украина не имеет влияния на Совет директоров этой структуры (см. БИЗНЕС №3 от 24.01.05 г., стр.88, 89). Все эти “достижения” являются заслугой команды “эффективных” менеджеров во главе с г-ном Бойко. И “туркменский вопрос” — лишь часть его богатого наследия.

Труба
    Кроме того, ТНК-ВР, курирующая реверс трубы Одесса — Броды и располагающая весьма вольготным договором с “Укртранснафтою”, так запросто не отдаст бродское направление, поскольку названный договор довольно-таки смутно очерчивает область ответственности россиян: в соглашении сказано, что российская сторона обеспечивает ежегодный транспорт “до 9 млн т” российской нефти (см. БИЗНЕС №34 от 23.08.04 г., стр.24). При этом в плане на 2005 г. россияне наметили двукратное снижение этих объемов. Но, похоже, никаких штрафных санкций наложить на “реверсоров” нельзя, ведь и объем в пол-литра вполне вписывается в расплывчатые “до 9 млн т”.
    Однако политика новой власти обещает серьезные изменения в вопросе использования нефтепровода Одесса — Броды. 9 марта 2005 г. премьер-министр Украины Юлия Тимошенко раскритиковала работу реверсного маршрута: “Ныне в реверсном направлении нет того потока нефти, который планировали обеспечить, и поэтому сегодня этот проект не стал рентабельным”. О том, что этот проект никогда и не стал бы таковым, о том, что россиянам наша труба была нужна только для того, чтобы не допустить диверсификации украинского нефтеснабжения и прямого доступа каспийской нефти в Европу, о том, что “Нафтогаз” и подконтрольная ему “Укртранснафта” пляшут под дудку российской “Транснефти”, БИЗНЕС писал весь прошлый год, и только наивный ребенок мог не понимать этого.

Конституционный Суд
    На прошлой неделе начались слушания в Конституционном Суде Украины по конституционному представлению 52 народных депутатов о соответствии Конституции Украины положений Указа Президента №814/2004 от 16.07.04 г. (с изменениями от 14.09.04 г.), в соответствии с которым была создана вертикально интегрированная нефтяная компания на базе НАК “Нафтогаз України” и мощностей ЗАО “Укртатнафта” и ОАО НПК “Галичина”. Депутаты сомневаются, что Леонид Кучма легитимно изъял госакции у “Укртатнафти” и “Галичины” и передал их в управление НАК “Нафтогаз України”.
    Последние события в нефтегазовой сфере внушают некоторый оптимизм. Новому руководству НАК “Нафтогаз України” предстоит потратить немало сил, собственных и заемных средств, чтобы решить как известные, так и еще скрытые проблемы, созданные прежним менеджментом.