Ныне мы все больше о тепле говорим, потому что тысячи и тысячи граждан в больших и малых городах вынуждены коротать зимние дни и ночи в неотапливаемых квартирах. Однако солнце давно повернуло на лето, вот и Сретенье уже позади. Та черта, за которой – весна. А именно она со своим теплом, туманами и дождями несет не меньше опасностей, чем нынешняя зима. Снега-то ныне лежат большие, а это, как известно, вода, только в твердом состоянии. Чуть подтает снежок, и побегут по мерзлой земле шумные и бурные ручьи…
Красноармейск, как и многие другие шахтерские города, не первый год страдает от подтопления. Вернее, его северная часть. А это ни много ни мало, почти тысяча гектаров, или 37 процентов от всей территории города.
– На протяжении целого ряда лет мы изучали и выясняли причины подтопления, основной из которых является поднятие грунтовых вод до отметок 1,0 – 0,4 метра от поверхности грунта, – прокомментировал ситуацию заведующий отделом по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения Красноармейского горисполкома Сергей Михайлович Иваненко. – Но самое главное, что нарушены условия стока поверхностных вод, иными словами, природные дрены засыпаны, замусорены в результате жизнедеятельности людей.
На сегодняшний день, к сожалению, не найдено взаимопонимание с руководством Донецкой железной дороги, инженерные сооружения которой препятствуют свободному прохождению вод по балке Сазонова. Железнодорожники упорно отрицают этот факт: мол, местные власти не нашли ничего другого, как в оправдание своей бездеятельности обвинить железную дорогу. Может, это было бы и так, однако в заключении, сделанном Государственным центром интегрированного управления поверхностными и подземными водами "Укрводгео", сделанном минувшей осенью, однозначно сказано: "Бетонная труба, являющаяся первым водопропускным отверстием (под ответвлением железнодорожного пути на территорию промзоны), заложена на необоснованно высоких отметках". И для исправления ситуации ученые считают необходимой реконструкцию первого водопропускного отверстия – переукладку бетонной трубы с ее заглублением не менее чем на полтора (!) метра или создание новой конструкции с соответствующими отметками дна. Ну, а дальше необходимо чистить две другие трубы, почти засыпанные мусором, чтобы вода стекала в балку.
Однако не только железнодорожная насыпь стоит на пути воды. Красноармейцы на протяжении десятилетий строили дома, прокладывали дороги, в общем, обустраивались и не заметили, как их подворья превратились практически в так называемые "рисовые чеки". После сильных летних дождей, при таянии снегов, вода аккумулируется на территории их строений…
Так что же, и дальше будет тонуть северная часть города?
– Мы разработали специальную программу ликвидации подтопления этой части города: она рассчитана до 2010 года, а ее реализация начнется уже нынешней весной. На обновление функционирования природных дрен, устройство сети водоотводных каналов потребуется в общей сложности 2 миллиона 260 тысяч гривен, и это, замечу, в ценах 2005 года, – говорит Сергей Михайлович. – На расчистку русел балок Гришинки и Сазонова из городского бюджета выделено 160 тысяч гривен, еще 500 тысяч выделяет областной экологический фонд. Естественно, объем работ большой и выполнить их в один год просто нереально, вот почему программа и рассчитана до 2 010 года. Однако, замечу, успешное решение проблемы возможно при условии, что в ее реализации примут участие все заинтересованные стороны: та же железная дорога, население. Мы не требуем чего-то чрезвычайного от людей. Единственное – это не сыпать мусор в дренажные каналы, поддерживать в рабочем состоянии их русла. Иначе мы никогда не добьемся осушения подтапливаемых участков, если одни будут строить, а другие – портить сделанное. Городская комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций, учитывая внезапность потепления уже 16 февраля провела заседание, на котором рассматривались вопросы по подготовке к пропуску весеннего паводка. Принято решение создать штаб, мобильную группу. Учтена инженерная техника, силы и средства, необходимые для минимизации последствий подтопления.
В общем, поплывет ли весной Красноармейск, точнее, его северная часть, пока что будет во многом зависеть, увы, от превратностей погоды…