Украина приняла на себя обязательство перед Североатлантическим альянсом уже в нынешнем году завершить переговоры с Румынией по делимитации континентального шельфа, а также исключительных экономических зон обеих стран в Черном море. Это обязательство вытекает из Плана целей Украина—НАТО на 2006 год, утвержденного на днях Президентом. В документе также зафиксировано, что Украина обязуется исполнить решения Международного суда ООН (в Гааге) по этому спорному вопросу. В контексте известного положения о том, что ни одна из стран, намеревающихся вступить в НАТО, не должна иметь каких-то бы то ни было территориальных конфликтов и споров с другими странами, определение "завершить переговоры" фактически означает окончательно решить проблему уже в этом году.
Возникает очень интересная и нестандартная коллизия. Напомним, что в июне 2003 года Украина и Румыния подписали договор "О режиме украинско-румынской государственной границы", который четко определяет линию кордона между двумя странами, проходящую по суше. А вот окончательно решить вопрос по морской границе пока не удалось. После трудных, но безуспешных переговоров, в которых главным "яблоком раздора" была проблема острова Змеиного и, соответственно, "его доли" континентального шельфа, в последнее время добавилась еще и проблема восстановления Украиной глубоководного судоходного канала "Дунай — Черное море", против чего резко возражал Бухарест: Румыния в 2004 году обратилась в Международный суд ООН в Гааге.
В апреле 2005 года стороны возобновили переговоры, которые проходили параллельно с судебным процессом. Украина как "ответчица" получила определенное время на то, чтобы подготовить и представить суду в Гааге свои аргументы. Это время истекает уже скоро — 15 мая нынешнего года. Но судебное разбирательство может быть очень долгим — оно может тянуться даже несколько лет. Киев же обещает "поставить точку" уже в нынешнем году. Означает ли это, что независимо от того, как в Гааге будет продвигаться судебное разбирательство, в Киеве и Бухаресте уже фактически подготовлено и скоро будет принято политическое решение?
Давайте напомним и проанализируем некоторые обстоятельства этого дела.
Итак, в центре территориального спора — украинский остров Змеиный, в который, собственно, и упирается вопрос о континентальных шельфах. Площадь его составляет лишь около 20 га, хотя при этом он является самым большим островом Черного моря. Разногласия состоят в том, что Румыния считает Змеиный просто "скалой", Украина же твердо настаивает на определении "остров". Так ли важны и принципиальны эти лингвистические дефиниции? Оказывается, важны чрезвычайно! Но об этом чуть ниже.
Змеиный расположен в 120 км южнее Одессы и в 45 км восточнее устья реки Дунай. Во времена Советского Союза это был важный пограничный форпост. На острове обитали войска противовоздушной обороны, которые обеспечивали слежение за всеми пролетавшими самолетами на огромном участке неба над Румынией, Болгарией и Турцией.
У маленького острова — занимательная историческая судьба. Мы упоминаем об этом потому, что, как вы убедитесь дальше, даже его древняя история вступает в определенное взаимодействие с логикой сегодняшних политических и международно-правовых решений.
Археологи утверждают, что в VI веке до н. э. на острове действовал один из важнейших культовых центров греческого Причерноморья — храм Ахилла, покровителя мореходов. Здесь обнаружены многочисленные предметы древнего быта разных времен и народов — сосуды, глиняные фигурки, якоря, монеты, а также фрагменты славянской керамики эпохи расцвета Киевской Руси. Существуют различные легенды и мифы, связанные с островом. Некоторые из них гласят, что в его подводных пещерах хранятся несметные сокровища.
В разные времена остров относился то к Римской, то к Османской, то к Российской империи, затем к Румынии, а в 1940 году Румынией был передан Советскому Союзу. Международная Парижская конференция 1946 года, закрепившая послевоенное территориальное размежевание в Европе, окончательно узаконила "советскую прописку" острова Змеиного, который после распада Союза в 1991 году стал принадлежать Украине.
Интересно, что между 1946-м и 1991 годом действовал еще советско-румынский договор 1961 года, согласно которому, в частности, опять подтверждалось "закрепление" острова Змеиного за советской стороной. Однако немногим позже румынский диктатор Николае Чаушеску начал публично выражать свое несогласие с этим. Теперь вот и обновленная румынская власть официально выдвинула претензии к Украине. Но так ли уж важен этот крохотный клочок суши, чтобы периодически устраивать вокруг него международный сыр-бор?
Дело в том, что еще в 1990 годах украинская геологоразведка обнаружила здесь немалые запасы нефти. А в 2000 году компания "Черноморнефтегаз" открыла крупные газовые залежи. Государственная программа "Нефть и газ Украины", рассчитанная на период до 2010 года, ставит масштабные задачи по освоению этих месторождений.
В 2002 году Змеиный было решено демилитаризовать. Из военных на острове остались только пограничники. Но появлялись и расширялись гражданские службы, связанные, прежде всего, с научными исследованиями акватории вокруг острова, глубинной разведкой полезных ископаемых. Создаются административная, жилая, прибрежная, коммунально-хозяйственная, туристическая и научно-исследовательская зоны. В жилой зоне планируется даже индивидуальная застройка. На острове появятся ихтиологическая лаборатория и даже свой собственный археологический музей. Недавно здесь открылось отделение одного из крупных коммерческих банков. Говорят, это хорошая примета. Ведь у банкиров чутье на добрые перспективы отменное…
В общем, мотивация нынешнего спора вокруг острова Змеиного кардинальным образом отличается от мотивации 60-х годов. Четыре десятилетия назад Чаушеску, скорее всего, просто хотел продемонстрировать Москве свою строптивость. Сегодня это не столько политический, сколько экономический вопрос. Но и политический, конечно, тоже…
Интересна и забавна история о том, как дело до Гааги дошло. Информация, что в районе острова Змеиного украинские геологоразведчики обнаружили большие запасы нефти и газа, вообще-то являлась коммерческим секретом и "выплеснулась" наружу случайно. Знатоки крымской политической кухни рассказывают, что якобы как раз в тот период вокруг "Черноморнефтегаза" разгорелась борьба за кресло руководителя. Почувствовав непосредственную опасность, тогдашний босс этой структуры, дабы укрепить свой личный авторитет, решил погромче раструбить о хорошей новости от геологоразведчиков. Эту сенсационную новость об открытых "на той стороне" (в Украине) залежах нефти и газа тут же подхватили и растиражировали румынские журналисты.
Конечно, в Бухаресте сразу оживились политические силы, которые не упустили случая вновь раздуть пламя давно подзабытой со времен Чаушеску, но все еще вяло тлевшей проблемы острова Змеиного. Особенно активизировались политические спекуляции перед парламентскими и президентскими выборами в Румынии. "Защитники земли румынской" во всю мощь давили на свое правительство, и в частности на внешнеполитическое ведомство, — вот и закрутилась лихорадочно между Бухарестом и Киевом дипломатическая карусель, хотя переговорный процесс и до этого длился уже долго. Но поскольку переговоры не увенчались желаемым для румын результатом, а политические страсти ввиду приближающихся выборов все больше накалялись, на горизонте замаячила Гаага.
Бухарест заявил, что подписанный в 1997 году базовый политический договор между Украиной и Румынией готовился и принимался "поспешно". Как раз, мол, в это время Румыния готовилась вступать в НАТО, и ей важно было официально засвидетельствовать Брюсселю, что никаких территориальных проблем в отношениях с соседями у нее нет.
Собственно говоря, никаких территориальных претензий и сегодня возникать не может — фактор НАТО действует достаточно твердо. Спор идет о том, как провести делимитацию континентального шельфа между Украиной и Румынией. Вот тут как раз и вступают в игру упомянутые выше лингвистические тонкости в определении Змеиного. Если это "остров", как считает Украина, то он, как и материковая часть суши, тоже имеет право на свой континентальный шельф и свою исключительную экономическую зону. Если же это просто "скала", как утверждают румыны, то она не должна приниматься в расчет. От того, какой принцип восторжествует, зависят контуры делимитации, и, соответственно, распределение континентального шельфа с богатыми нефтяными и газовыми залежами. Однако существуют международные принципы определения понятия "остров". В частности, соответствующие положения Конвенции ООН по морскому праву гласят: если островная часть суши не затопляется во время приливов, если там живут и работают люди, функционируют причал, маяк, социально-бытовые объекты, если там есть пресная вода и растут деревья, если условия пригодны для жизни человека и его хозяйственной деятельности, то это остров. А следовательно — он имеет право на свой континентальный шельф и свою исключительную экономическую зону. Всем этим требованиям, доказывает украинская сторона, как раз и соответствует остров Змеиный. Даже история острова имеет в этих доказательствах определенное значение. В самом деле, на протяжении веков многие исторические события наполняли остров своей собственной жизнью, чего не могло бы происходить с какой-то "скалой".
Наши дипломаты, которые занимаются проблемами украинско-румынских отношений, считают, что нет оснований для тревоги по поводу возможного вердикта Международного суда. Хотя, исходя из сложившейся практики, они предполагают: в чем-то он будет компромиссным. Как правило, подобные решения Международного суда ООН не бывают однозначно в пользу той или иной стороны.
Возможный исход судебного разбирательства реально оценивают и в Киеве, и в Бухаресте. Так стоит ли неизвестно сколько ждать вердикта из Гааги, если уже сейчас можно пойти на приемлемые для обеих сторон компромиссы и принять политическое решение? Или, по крайней мере, найти такую формулу, которая позволит уже сейчас начать работу по использованию богатств континентальных шельфов двух стран, а когда подоспеет решение суда — тогда и внести соответствующие коррективы.
Возможно, именно такой логикой руководствовался Виктор Ющенко, который за период своего президентства уже четыре раза встречался с президентом Румынии Траяном Бэсеску и обсуждал все эти вопросы. Тут немаловажна психологическая совместимость двух президентов, которые почти одновременно пришли к власти в своих странах на волне "оранжевых" революций. Тут весьма поторапливает и обострившаяся в последнее время энергетическая проблема, которая подталкивает к быстрейшему взаимодействию и более эффективному сотрудничеству в сфере энергетической безопасности. Тут очень важно и то, что обе страны оказывают существенную поддержку друг другу на путях европейской и евроатлантической интеграции. А все это вместе, возможно, гораздо более значимо, чем то, как выскажется Международный суд.
После одного из недавних заседаний двусторонней комиссии, созданной президентами Украины и Румынии, Виктор Ющенко заявил, что методически решение спорного вопроса пока остается сложным, но, тем не менее, в портфелях двух президентов уже "есть материалы для компромисса".
Видимо, эти материалы он считает достаточно убедительными, коль поставил свою подпись под Планом целей Украина—НАТО на 2006 год, одним из пунктов которого Украина обязуется завершить уже в нынешнем году переговоры по спорным вопросам с Румынией.