Когда смеялся Борислав

На рубеже XIX-XX веков по объемам добычи нефти Украина занимала третье место в мире после России и США

Не так був зложений і не так шитий Борислав в тім часі, щоб європейський предприємець з напівпрямим поступуванням, з напіввідповідними поняттями о фабрикації, без вічних брудних жидівських крутарств та шахрайств, без фальшування, без ошуки на робітниках, надзорцях і всіх, кого тільки можна було ошукати, — щоб, кажу, такий чоловік міг удержатися в Бориславі. Правда, і європейські фабриканти-предприємці не дуже сторонять від усіх тих гарних жидівських прикмет, не дуже чистими руками фабрикують, але все-таки до такої степені брудноти та безвстидного, рабівницького (вже не легального, як на Заході) визискування не доходять.

При тім же, в Європі привикли більше до порядку, до систематичності, до докладної бухгалтерії, а в Бориславі тоді ті привички були ще слабі і далеко не загальні. Більша часть предприємців вела свої діла якось по-злодійськи, без порядку, щоб тільки від робітника видавити якнайбільше, обірвати йому, що дасться, з платні, а й те, як можна, то й зараз витуманити від нього назад. Тому-то понятно, що при тащи роботі європейські предприємці, особливо систематичні і до пунктуальності привиклі німці, не могли в Бориславі устоятися.

Иван Франко, из повести «Борислав смеется»

Мировой нефтяной промысел начинается с Украины. Именно в Западной Украине раньше всех начали добывать нефть — еще в 1771 году. Именно здесь был изобретен способ ее перегонки на нефтепродукты и начаты масштабные для того времени добыча и нефтепереработка. Сырье экспортировалось в соседние страны. С тех пор мы имеем наиболее развитую среди европейских стран систему нефте- и газопроводов.

 Счастливый случай

Как и все удивительное, нефть в Карпатском крае нашли случайно. «Ропа» — так здесь называли нефть — просачивалась жирной пленкой на огородах крестьян, которые веками бедствовали на неплодородных землях Рипного, Ропиц, Росянки и других с благозвучными названиями сел. Лужи, покрытые жирной рыжей пленкой, стояли на берегах многих водоемов. Но все же нашли карпатскую нефть на глубине 25 метров под землей. В 1771 году случайно во время углубления соляной шахты недалеко от села Слобода Рунгурская в Надворнянском районе, в то время считавшимся одним из самых больших соляных приисков, на глубине 25 м обнаружили маслянистую черную жидкость. Впрочем, местные жители не очень удивились — когда-то их село называлось Золотой Поток.

Через четыре года в Слободе уже работало семь шахт глубиной до 70 м и общей производительностью 150 тысяч тонн нефти в год. Добывали нефть так называемым колодезным способом — черпали ведрами и вытаскивали веревками из шахты. Или просто вымачивали из ямы тряпкой, выжимая черную жидкость в ведра и сливая в специальные емкости.

А через сто лет на нефтепромыслах в Слободе Рунгурской произошла настоящая техническая революция. В 1875 году здесь при помощи деревянных штанг были пробурены первые скважины глубиной 12-35 саженей (1 сажень — 1,728 метров. — Ред.). Добыча черного золота возросла в сотни раз — до 12 тонн нефти в сутки добывали на скважине «Ванда». Таких мощных, оснащенных по последнему слову техники того времени скважин на месторождении в том же году построили около десяти и называли их преимущественно женскими именами, например, «Клементина» или «Ядвига».

Слобода Рунгурская стала самым крупным нефтяным промыслом в Прикарпатье. В 1885 году здесь достигли пика нефтедобычи: 82 скважины выдали за год более 25 тысяч тонн ропы. Уже в следующем году скважин на месторождении было триста. Но добыча нефти в Слободе вдруг пошла на убыль. Как оказалось позже, площадь месторождения в 48 гектаров была слишком маленькой для такого количества скважин — по современным нормам нефтедобычи на ней можно расположить в лучшем случае 20 скважин, поэтому истощение нефтяных залежей стало неминуемым.

Немного дольше продержался промысел в Нагуевичах, где в 1790 году добыча нефти составляла 43 бочки с колодца, а в 1805 году достигла 6,5 тонн. Первую скважину на этом месторождении в 1849 году вручную пробурила фирма «Щепановский и М. Федорович», которая долгое время была лидером по добыче нефти в крае.

Второе дыхание нефтедобыче в Надворнянском районе подарило открытие Бытковского месторождения на берегах реки Быстрицы вблизи сел Быткова и Пасечной. В середине ХІХ века здесь начали копать первые нефтяные шахты и копанки. А уже в 1890-х велось интенсивное бурение скважин в Быткове и добыча нефти. В 1913 году здесь было добыто почти 37 тысяч тонн нефти.

Среди других больших нефтяных месторождений Надворнянского района — Дзвинянское, Майданское, Небыловское. История последнего связана с именем нефтепромышленника Бронислава Дескура. В 1890 году рабочие его фирмы выкопали четыре нефтяных колодца около реки Чернелицы, а уже в 1906 году здесь была пробурена скважина глубиной 996 метров. Позднее, в 1928-1930 годах, общество «Фанто» пробурило здесь скважину глубиной 1424 м, однако нефти в этом месте не оказалось.

Галицкая Калифорния

Настоящий нефтяной бум — и не только в Прикарпатье — начался в 1850 годах после того, как львовский ремесленник смастерил нефтяную лампу. Изобретение жестянщика, имя которого история не сохранила, положило начало мировому нефтяному промыслу. До сих пор ропу использовали в качестве смазки, она была незаменимой для транспорта, например, ею смазывали повозки, чтобы не скрипели. 31 июля 1853 года нефтяную лампу использовали во время хирургической операции в больнице Львова, а потом городской совет постановил устроить освещение нефтяными лампами по всей больнице. Благодаря такому техническому прогрессу для многих небольшие черно-рыжие ручейки Прикарпатья заблестели золотым талером.

Самым главным нефтепромышленным районом Прикарпатья был Бориславский. На рубеже XIX-XX веков здесь добывали более 85% прикарпатской нефти. Дучки — нефтяные колодцы — здесь выкапывали еще в 1820-х годах. В середине ХІХ века добычу нефти в районе резко интенсифицировали, расширили и географию ее поисков, в частности исследовали районы непосредственно под Бориславом (Тустановичи, Мражницы) и под Трускавцом.

Уже в 1865 году на нефтяных промыслах Борислава, занимавшего 11 га по обоим берегам реки Тисменицы, было заложено более 5 тыс. шахт, колодцев и ям. Сорокаметровой глубины колодцы, выкопанные в 8-10 метрах друг от друга, за сутки давали около 230 кг нефти каждый. Впоследствии территория нефтяных промыслов разрослась до 105 га, тогда как количество шахт и скважин — до 12 тысяч, из которых реально работала только треть. К 1873 году в Бориславе уже существовало около 800 нефтедобывающих предприятий, преимущественно мелких. Впрочем, как свидетельствуют некоторые источники, на промысле работало в те времена 75 больших предприятий и около 175 мелких.

Ручное бурение нефтяных скважин в районе первым начал прусский предприниматель Роберт Домс, занимавшийся добычей озокерита. Настоящая нефтяная лихорадка здесь началась с 1886 года, когда была пробурена первая скважина «Карпатский Маточин-1» ударным способом: на глубине 700 м она давала 30 тонн нефти в сутки. Пик добычи нефти — 1890 год, когда Бориславское месторождение дало 288,8 тысяч тонн сырья, в то время, как мировая его добыча составляла лишь 19,6 млн тонн. Но уже в следующем году дали о себе знать изнурительные условия эксплуатации месторождения — дебит скважин неуклонно сокращался.

Новый подъем и живой интерес инвесторов к району спровоцировал неожиданный нефтяной фонтан, на который наткнулся английский Холендерский нефтяной синдикат, в 1908 году пробурив скважину «Ойл Сити» глубиной 1016 метров. Эта скважина стала наиболее высокодебитной во всем Карпатском регионе — в лучшие времена добыча нефти составляла около 3 тысяч тонн в сутки. Польский геолог К. Толвинский описал мощный нефтяной фонтан так: «Дебит скважины рос прямо на глазах. Выбросы нефти усиливались, каждый раз возникал столб нефти, которая потом разливалась вокруг скважины в виде все большего нефтяного озера.

Восемь насосов одновременно днем и ночью качали нефть в нефтесборники, однако были неспособны справиться с ее притоком. Нефть лилась по оврагам в реку Тисменицу, которая широким руслом выносила сотни вагонов нефти в реку Днестр и дальше. Множество рабочих насыпали плотины и валы, чтобы не допустить еще большего разлива нефти на поля. Борислав и весь район промыслов были как на вулкане».

Управиться с приливом нефти удалось только при помощи военных частей — нефть направили в земляные нефтесборные ямы. Однако вскоре на самой продуктивной нефтяной скважине от удара молнии вспыхнул пожар, который бушевал более трех недель, а его пламя было видно даже из Самбора, за 40 километров.

Однако и Бориславские месторождения не были бездонными. 1926 году нефтедобывающих фирм в районе было немногим более сотни, причем десяток самых крупных сосредоточивали в своих руках по несколько десятков скважин, в частности «Сильва Пляна» — 51, «Премьер» — 44, «Нефть» — 34, «Галиция» — 29, «Братья Нобель» — 12.

В начале ХХ века, когда добыча ропы в Бориславском районе шла на убыль, в Долинском нефтепромышленном районе открыли новое месторождение — Гамотивка. Его разработка в 1919 году обеспечила рост добычи сырья по сравнению с прошлыми годами в 5,5 раза — до 5,6 тысяч тонн, а уже в 1923 году нефти здесь добывали вдвое больше — 10 тысяч тонн. Позже были открыты новые нефтеносные участки — Подлесье, Сергив, Париж, бурение скважин на которых способствовало увеличению добычи нефти в Прикарпатье из года в год. В 1930-1935 годах при эксплуатации на этих месторождениях 170 скважин добыча нефти составляла 20-22,5 тысяч тонн в год, однако после 1935 года резко пошла на убыль.

Лишь бы цену сложить

Украинская нефть привела в большой бизнес не один десяток предпринимателей. Первыми государственное разрешение на добычу нефти получили предприниматели Иосиф Геккер и Иван Митис после того, как в 1810 году правительство издало Декрет Дворовой палаты в Горный суд в г. Дрогобыче. Однако не многие украинцы получали выгоду из нефтяных месторождений, находившихся на их землях.

Лишь немногим удавалось контрактовать свои поля под прииски, имея на этом процент от добычи нефти, так называемый брутто, составлявший 5-10 тысяч злотых. Обычно крестьяне устраивались на фирмы рабочими или же продавали иностранцам, приехавшим на разработку нефтяных приисков, молоко, яйца, картофель, мясо. Нефтяные деньги украинцев ярко описал Иван Франко, кстати, родом из Нагуевичей, в своей повести «Борислав смеется». В советское время она стала хрестоматийным примером ненасытности буржуа-европейца.

Владельцами Карпатских нефтяных месторождений становились поляки, чехи, англичане. Больше всего было частных компаний с французским капиталом — свыше 50%, а также австрийских и американских фирм. Например, монополия на Битковское месторождение, особенно после 1920 года, была у поляков.

Впрочем, часть копанок принадлежала и западноевропейским компаниям, таким как английская «Домброва» и французская «Франко-Польоне». Но нефтяная монополия в те времена нередко ограничивалась количеством скважин и не оправдывала себя финансово. Рост объемов добычи нефти не был подкреплен торгово-экономическим развитием, поэтому скачки в нефтедобыче сопровождались обвалом цен на ропу. В частности, когда 26 июня 1902 года фирма «Микуцки и Перуц» на скважине «Файлер» достигла дебита 350-400 тонн в сутки, цена на нефть в течение дня снизилась с 50 до 20 крон за тонну. Каждое только что открытое месторождение также приводило к обвалу цен на мировом нефтерынке.

Самая низкая цена на нефть в Карпатском регионе зафиксирована в 1908 году — на уровне 11,8 крон за тонну. В том же году резко выросли в цене акции бориславских нефтяных фирм, после того как на настоящую нефтяную жилу наткнулся Холендерский нефтяной синдикат. Открытие месторождений Бориславского нефтепромысла диктовало цены на рынке не только Карпатского региона, но и всего мира. Уже в 1909 году добыча нефти в Карпатском регионе превысила 2 млн тонн, причем около 90% сырья давал Борислав.

Эра НПЗ

Нефтеперерабатывающие предприятия в Прикарпатье были логичным продолжением развития нефтедобычи в регионе. В 1883 году в Печенижине, что неподалеку месторождения «Слобода Рунгурская», началось строительство третьего в Европе и самого большего в то время на Галичине нефтеперерабатывающего завода.

Параллельно сооружали мелкие дистилляционные устройства для разгонки нефти на фракции — две в Коломыи, три в Сопове, по одной в Рунгурах и Печенижине. Еще через три года к первому нефтеперерабатывающему заводу прокладывают первый нефтепровод. Для транспортировки черного золота строят железную дорогу до Коломыи. В 1907 году в Западной Украине уже работало более 60 мелких нефтеперерабатывающих заводов общей мощностью 83 тысяч тонн нефти в месяц.

Перелом в нефтяной отрасли Прикарпатья наблюдается с 1909 года — пик добычи. После этого объемы добытой нефти из года в год снижались. Кроме незначительных запасов разведанных месторождений на негативной динамике добывания нефти отразилось, в частности, то, что газ в то время считали «вредным спутником ропы» и выпускали в воздух, в результате чего происходила дегазация нефтяных пластов, в них снижалось давление, а следовательно, уменьшался приток нефти.

По приблизительным подсчетам, только в Бориславе таким образом было выпущено в воздух более 5 млрд кубометров сопутствующего нефтяного газа. Кроме того, часто случалось обводнение нефтяных пластов из-за отсутствия или недостаточного перекрытия водных горизонтов. Наконец, в гонке за черным золотом владельцы нефтеносных участков, стремясь добыть как можно больше нефти, закладывали скважины и колодцы на границе своих владений, чтобы получить сырье с нефтеносных пластов соседа.

Оставляя истощенные месторождения, нефтебароны сворачивали свои предприятия. В 1939 году в крае работало только 19 НПЗ, однако уровень переработки нефти оставался приблизительно таким же. Из-за резкого уменьшения объемов добычи нефти большинство НПЗ были законсервированы или работали не на полную мощность. К тому же большинство заводов были технически устаревшими. В Закарпатской области, которая в то время входила в состав Чехословакии, а потом Венгрии, на румынском сырье работали еще два небольших НПЗ.

Но замирание нефтяной промышленности Карпатского региона произошло во времена Второй мировой войны: свернули деятельность нефтяные предприятия, были сожжены десятки нефтяных вышек, уничтожены Львовский и Станиславский НПЗ, нефтеперерабатывающие заводы Дрогобыча, Борислава, Надворной и Нижних Устирек демонтировали. Уцелевшие предприятия заработали уже под властной рукой во времена Советского Союза.

Биография украинской нефтедобычи

III в. до н. э.

ІІІ в. до н. э. — в Крыму отрыты залежи нефти. Во время археологических раскопок было найдено около сотни амфор с веществом, близким по составу к керченской нефти Приозерного месторождения. На каждой из амфор была надпись «нафа».

XІІІ в. — на Галичине собирают «скальное масло» — нефть.

XIIІ в.

1534 г. — поляк Стефан Фалимеж в книге «О снадобьях и их силе. О драгоценных камнях» рассказывает о карпатском «петролеуме» — нефть как лечебное средство, дает рекомендации относительно ее хранения.

XVІ в.

XVІ в. — в книге Эразма Сикста «О теплых водах в Шкло» речь идет о добыче нефти в Прикарпатье. В книге «О природе снадобья и деревьев» Мартын Ужендовский рассказывает о производстве осветительных свечей из нефти.

XVІ в. — Дрогобыч получил королевскую привилегию на освещение улиц «скальным маслом» при помощи коптилок.

XVІI в.

1781 г. — Кшиштоф Клюк описал местности с нефтяными проявлениями и способы добычи сырья.

XVІII в.

1794 г. — Балтазар Хаквет в своем труде говорит о наличии нефтяных проявлений вдоль полосы соляных залежей от восточных окрестностей Карпат (Польша) до Буковины.

1810 г. — выдан первый правительственный документ о нефтяной ропе. Предприниматели Йосиф Геккер и Иван Митис получили государственное разрешение на добычу нефти.

1852 г. — Австрийское цисарское бюро патентов выдало Яну Зеху патент на разработанный ранее способ получения из нефти бензиновой и керосиновой фракций и мазута.

XІX в.

1853 г. — мастер-жестянщик сделал нефтяную лампу. Заключено соглашение об освещении такими лампами больницы во Львове.

31 июля 1853 г. — нефтяная лампа используется во время хирургической операции в больнице г. Львова. С этого дня официально начинается мировой нефтяной промысел.