Китайские предприятия, специализирующиеся на добыче и обработке природного камня, начали вытеснять со столичного рынка местных производителей. Дабы окончательно не потерять клиентов, киевские компании вынуждены работать на предельно низкой рентабельности, постепенно наращивая экспортные поставки в соседние страны.
В прошлом году объем столичного рынка природного камня составил около $12 млн, что на 20–25% больше, нежели в 2003 г. По словам председателя правления завода «Гранит» Анатолия Черненко, стабильный рост рынка связан со все более широким применением этого материала при отделке подъездных площадок и лестниц элитного жилья, коттеджей, а также правительственных и коммерческих учреждений. Учредитель компании «Е.В.А.», занимающейся изготовлением изделий из натурального камня, Владимир Мирошниченко отмечает, что на увеличение спроса повлияло также использование материала мебельными компаниями — например, в качестве столешниц для кухонных гарнитуров.
Наиболее крупными предприятиями по добыче и обработке камня в столичном регионе являются заводы «Гранит» и «Беличи» (пгт Коцюбинское Киевской обл.), имеющие в своем распоряжении собственные сырьевые базы. На них приходится львиная доля рынка. Однако стабильное повышение спроса все больше привлекает в Киев китайских производителей, доля реализации продукции которых увеличилась за последний год с 20 до 30% и продолжает расти. «Если в нашей компании стоимость квадратного метра камня составляет около $60, то китайскую продукцию можно найти по $30–35 за квадратный метр», — пояснил начальник отдела маркетинга и сбыта комбината «Беличи» Петр Крук. Согласен с ним и Владимир Мирошниченко, по словам которого цены на природный камень итальянской и украинской обработки уже практически не отличаются, тогда как качество отечественного значительно хуже. Данный факт он объясняет устаревшими технологиями столичных предприятий. «Итальянский производитель может обрабатывать до 1,2 тыс. кв. м камня в сутки, тогда как завод «Гранит» в лучшие времена выполнял подобный заказ в течение месяца. Причем процент отходов при обработке материала значительно больше, чем в Италии», — утверждает он.
Помимо низкого качества и высоких цен, киевские компании обладают и слабыми мощностями, которые в настоящее время уже не способны удовлетворить потребности региона. Кроме того, в работе местных каменщиков присутствует сезонность — из-за отсутствия современного оборудования и отапливаемых цехов в зимнее время они вынуждены останавливать производство. Поэтому крупные потребители в любом случае вынуждены покупать китайскую продукцию. «По моей информации, ряд китайских компаний недавно закупил в Италии около 100 линий по обработке камня, что позволит им активизировать экспансию в Украину. И если крупные столичные застройщики заключат с китайцами прямые контракты на поставку природного камня, то местные комбинаты могут остаться не у дел и будут практически полностью вытеснены с этого рынка, как это уже произошло в Польше», — заявил один из комментаторов, пожелавший остаться неназванным.
Крупные киевские компании пока не в состоянии кардинально повлиять на ситуацию, поскольку для обеспечения качественного технологического процесса добычи камня в каждый из комбинатов необходимо инвестировать не менее $5 млн. В замене нуждаются и линии по обработке камня, стоимость каждой из которых колеблется от $2 до 5 млн. «Дабы не подымать цен и не потерять всех заказов, мы были вынуждены снизить рентабельность предприятия до предельно низкого уровня. Если в начале 2004 г. она составляла 8–9%, то к концу года уменьшилась до 4–5%», — жалуется Анатолий Черненко. При этом он отметил, что роста цен все равно не избежать, поскольку дизельное топливо подорожало за прошлый год с 1,6 до 2,7 грн. за литр, в результате чего стоимость доставки одного блока из карьера выросла с 650–800 грн. до 1–1,1 тыс. грн. Выходом из сложившейся ситуации, по его мнению, является наращивание экспортных поставок в соседние страны, в частности в Россию, объем которых вырос за прошлый год с 10–12 до 35%. Аналогичного мнения придерживается и Петр Крук из комбината «Беличи», по словам которого в следующем году предприятие намерено значительно увеличить объем экспорта в соседние страны. «Помимо стабильных заказов это позволяет повысить прибыль за счет возмещения налога на добавленную стоимость», — заключил он.