Причины и следствия Ученые отмечают, что за последние пару десятков лет уровень грунтовых вод в столице существенно поднялся.
Причины преимущественно техногенного характера – протекающие теплосети, канализация, водопровод. В меньшей степени, но все же существенно, влияет и вырубка деревьев, и откачка воды из артезианских скважин. Отсутствие ливнестоков, дренажей и канализации в районах частной застройки приводит к тому, что грунты насыщаются влагой и теряют устойчивость. Однако точных данных ни у кого нет, исследования не проводятся. Более того, специалисты СУППР (Специализированного управления противооползневых работ) отмечают, что лишь половина их предписаний выполняется.
Избыток влаги в сочетании со специфическими киевскими грунтами (лессовыми) приводят к образованию гремучей смеси: почва не пропускает воду, а все вместе превращается в неустойчивую взвесь. СУППР пытается контролировать неустойчивый правый берег. Желающие возвести частный дом в оползнеопасных участках должны оформлять технические условия на строительство. Они предусматривают сооружение дренажей, ливнестоков, подпорных стенок, а дом лучше всего проектировать на сваях.
Для получения разрешения нужно обратиться в СУППР с заявлением, приложив к нему государственный акт на право частной собственности на землю с пунктом о передаче земельного участка в собственность для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных сооружений; распоряжение райгосадминистрации, разрешающее проектировку дома или решение Киевсовета о выделении участка для строительства; выкопировку из Генплана с указанием границ участка.
Ошибки строителей
Фундаменты построенных по старым технологиям домов практически лежат в лессовой толще – пористых подвижных грунтах. Когда они намокают, оползневые процессы активизируются. Если дома стоят на ленточных фундаментах, это особенно опасно. Ведь такие фундаменты покрываются трещинами даже при утечке воды из коммуникаций. Посему в районах старой застройки возможны проблемы, и очень скоро.
Выход их подобного положения есть – нужно усиливать фундамент. Для этого в скважины, пробуренные установкой наклонного бурения, нагнетают бетон. Очевидно, таким образом будут укреплять фундамент Мариинского дворца при его реконструкции. При обсуждении проекта его реконструкции председатель Киевгосэкспертизы Анатоль Карминский рекомендовал также провести геологические исследования данного участка, ведь есть подозрения, что там происходят непонятные процессы.
Но Мариинский дворец – одноэтажное здание. А совсем рядом – 22-этажный монстр на Грушевского 9-а. В таких же геологических условиях. Даже если спорные 7 этажей разберут (чего делать никто не торопится), все равно такая громадина в оползнеопасном участке – большой риск. И не убеждают доводы архитекторов, что все надежно. Архитектор зависит от инвестора. А квартиры в этом доме стоят от 1 млн. долл. За такие деньги нынче можно получить чудный вид на Днепр и вероятность когда-нибудь там очутиться.
А в проектах – строительство и 80-этажных зданий, и выше. Впрочем, если найдутся площадки, способные выдержать такие тяжелые здания, то это будет удачей.
Богатые европейские страны ведут высотную застройку концентрированно. Лондон построил один район, Берлин – три, французы 20 лет занимались Дефансом. В таком месте концентрируют средства, технику, специалистов. У нас же – все хаотично, и все – на скорую руку. Небоскребы вырастают как грибы.
Строить на лессовых грунтах можно, но это требует применения глубоких свайных оснований при строительстве. А из-за этого растет нагрузка на землю, плотная застройка создает зону оседания, превышающую площадь застроенных участков. Хотя строители утверждают, что современные высотки строятся по новым технологиям, на сваях, упирающихся в несущие грунты. Говорят, они абсолютно надежны, даже при значительном увлажнении почвы дом сохранит устойчивость.
Но в любом случае, сейчас нам крайне важно обратить внимание властей на инженерно-геологические условия строительства. При возведении высотных зданий надо проводить серьезные изучения разломов земной коры. К этому уже пришли в Москве, где в течение двух лет должна быть разработана высокоточная структурно-тектоническая карта глубинного строения земной коры. Надо бы и нам об этом позаботиться. Московский мэр потребовал от строителей проводить серьезные изучения разломов земной коры при выборе места для возведения высотных зданий. Таким образом, разговоры о катастрофических подвижках грунтов в Москве стали официальной позицией.
У нас в 2000 г. институтом «Укринжгеодезия» совместно с профильныим институтами НАН Украины был разработан проект геодинамической сети Киева, спустя год – проект основных положений создания городских геодезических геодинамических сетей. Есть постановление Кабмина «Об организации оперативного контроля за оползнеопасными участками», Программа предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера». Однако нет главного – достаточного финансирования.
Согласно карте-схеме оползневых районов города, для выполнения первоочередных работ в течение ближайших десяти лет потребуется 80 млн грн. Получают же в СУППР ежегодно меньше половины необходимой суммы. А укреплять склоны нужно постоянно. Вопрос только в финансировании, говорят там, специалисты у нас есть.
Очевидно, что нужно организовать систематические наблюдения за деформацией земной поверхности и инженерных сооружений. В Берлине, Праге, Москве и Сан-Франциско есть геодинамические полигоны, созданные специально для этих целей. Ведь цена промедления – человеческие жизни.