Казахстан. Добыча нефти и газа сделали Прикаспий сейсмоактивной зоной

     Об угрозах, которые несет нефтедобыча на западе Казахстана, предупреждали участники завершающейся сегодня в Алматы трехдневной конференции по прогнозу землетрясений и оценке сейсмического риска.
     Кроме загрязнения территории нефтешламом и радиоактивными отходами, в процессе откачки углеводородного сырья в недрах образуются пустоты. В дальнейшем возникают достаточно сильные техногенные землетрясения, просадка грунтов, образование поверхностных разломов протяженностью до нескольких километров. Российские эксперты в качестве примера привели землетрясение в Нефтегорске, принесшее значительные разрушения объектов нефтяной инфраструктуры.
     "Эта угроза беспокоит пока только ученых Института сейсмологии, крайне важно подключить к решению проблемы хозяйственников и администрацию", – сказал в беседе с корреспондентом Казинформа руководитель института Ергали Нусипов. – "Нами в 2001 году создана система сейсмологических наблюдений из четырех сейсмостанций вокруг месторождения Карачаганак. В 2002 году подобная служба появилась на месторождениях Жанажол и Кенкияк. В 2003 году аналогичные системы сейсмомониторинга созданы на месторождениях Кумколь (Кызылординская область) и Тенгиз (Атырауская область). Аппаратура на всех системах однотипная и представлена сейсмическими регистраторами швейцарского производства и сейсмоприемниками английской фирмы. Небольшой период наблюдений не позволяет делать далеко идущие выводы, тем не менее, можно констатировать, что на месторождениях выявлена слабая сейсмичность местного характера."
     Задача заключается в наборе статистически значимого экспериментального материала, который позволит делать научно-обоснованные выводы, подчеркнул ученый. Однако со всей определенностью можно сказать, что возможные негативные последствия надо учитывать при строительстве зданий и сооружений, прокладке дорог и трубопроводов, линий электропередач вблизи осваиваемых месторождений. Второй фактор – ученые ведут исследования в интересах нефтегазовой отрасли, поэтому естественным должно быть участие добывающих компаний в финансировании научных работ.

ИА НГВ