Украина активизировала свои усилия по привлечению американских и польских компаний в стратегически важный проект нефтепровода Одесса—Броды после того, как Киевом было принято решение о создании международного нефтетранспортного консорциума. Таким образом предполагается заинтересовать западные, и прежде всего американские, компании в привлечении нефтяного ресурса Каспийского региона в трубопровод, строительство которого должно продолжиться в дальнейшем от Бродов в направлении Гданьска. Налицо также нарастание заинтересованности польских и американских партнеров в привлечении каспийской нефти в Евро-Азиатский нефтетранспортный коридор.
Однако на самом Каспии не все спокойно. В последние месяцы возрастает политическая напряженность в отношениях между некоторыми прикаспийскими государствами. Туркменистан считает своими морские месторождения Азери, Чираг и Кяпаз. Два первых разрабатываются Азербайджанской международной операционной компанией АМОК при ведущем участии Бритиш петролеум в рамках контракта столетия — разработки группы месторождений Азери — Чираг — Гюшешли (глубоководное).
Туркменистан не раз высказывал предостережения Азербайджану и западным компаниям о недопустимости разработки спорных месторождений на Каспии до момента подписания соглашения о его статусе, предупреждая о возможности жестких шагов со стороны Ашгабата. В отличие от Баку Туркменистан начал вести переговоры по подписанию контракта на разработку спорного месторождения Кяпаз, именуемого там Сердар.
Но если Ашгабат ограничился словесной риторикой в адрес Азербайджана и 4 июня официально проинформировал о временном переносе резиденции Чрезвычайного и Полномочного посла Туркменистана из Азербайджана в Ашгабат, то Иран пошел значительно дальше. 23 июля сторожевой корабль береговой охраны Ирана вынудил прекратить разведочные работы азербайджанское судно «Геофизик-3», зафрахтованное Бритиш петролеум для выполнения изысканий по блоку Араз Алов Шарг, азербайджанскую юрисдикцию которого в Тегеране не признают. Самолеты ВВС Ирана совершали в июле-августе полеты с нарушением воздушного пространства Азербайджана.
Последнее вызвало в разной степени негативную реакцию со стороны Турции, США и России. Особенно резкой была реакция Анкары. В Баку прибыла элитная эскадрилья ВВС для демонстрационных полетов по случаю первого выпуска офицеров Азербайджанского высшего военного училища. В столицу 25 августа также прибыл с визитом начальник турецкого генштаба Хусейн Кыврыкоглу. Он провел встречу с министром обороны Азербайджана Сафаром Абиевым, а затем был принят президентом Гейдаром Алиевым. Турецкому военачальнику были оказаны самые высокие почести. Пресса обратила внимание на тот факт, что Алиев делил служебный автомобиль с высокопоставленным гостем. Выступая в Баку, Кыврыкоглу отметил, что Турция придает важное значение независимости и территориальной целостности Азербайджана, залогом чего является сильная армия.
Некоторые наблюдатели еще с начала лета говорили о том, что на Каспии начинает пахнуть порохом. О необходимости предотвратить милитаризацию Каспийского моря заявил министр иностранных дел Ирана Камаль Харрази. Это заявление выглядело достаточно странно. На фоне силовых действий Тегерана.
Запах пороховой гари придает ситуации в регионе и карабахская проблема. Приоритетом для Баку было и остается восстановление территориальной целостности страны. Рост напряженности появился после достижения устной договоренности между президентами Азербайджана и Армении на конфиденциальной апрельской встрече, организованной США в Ки Уэсте (Флорида), об основных принципах мирного урегулирования.
Суть последних сводится к следующему:
— Нагорный Карабах (НК) возвращается под юрисдикцию Азербайджана;
— освобождаются шесть оккупированных армянами азербайджанских районов;
— армянская община НК осуществляет самоуправление, создает национальную гвардию, формирует свободную экономическую зону;
— восстанавливается и передается под международный контроль дорога «Молла Насреддин»;
— Лачинскому району (Азербайджан) предоставляется статус соединительного коридора между НК и Арменией, где разместятся международные миротворческие силы;
— с Лачина должна открыться специальная дорога в Кельбаджар и район Муровдага (Азербайджан);
— в Армении создается Мегринский коридор, аналогичный Лачинскому, для соединения Нахичеванской автономии с основной территорией Азербайджана.
Утечка информации вызвала шквал критики и обвинений президентов в измене национальных интересов как в Армении и Нагорном Карабахе, так и в Азербайджане.
Очевидно, что у Азербайджана, в случае провала инициативы Ки Уэст, не остается другого выбора как восстановить территориальную целостность страны путем проведения масштабной военной операции.
Показательным в этом смысле было высказывание президента Азербайджана. Выступая 25 августа на церемонии первого выпуска офицеров Азербайджанского высшего военного училища, Алиев напомнил, что задача государства — восстановить суверенитет над своей территорией и вернуть соотечественников к своим очагам. «Мы должны решать эти вопросы мирными средствами, но азербайджанские офицеры и солдаты должны знать, что наши территории должны быть возвращены любой ценой. Вы должны быть готовы к выполнению этой задачи», — подчеркнул президент Азербайджана, обращаясь к офицерам.
Характер внешнеполитических контактов Азербайджана и Армении в последние месяцы дает возможность сделать вывод, что обе страны, несмотря на продолжающийся диалог, готовятся к возможным боевым действиям. Так, например, Армения весной этого года закупила боеприпасы в Киргизстане. Во время майского визита президента Белоруссии А.Лукашенко в Ереван достигнута договоренность о военно-техническом сотрудничестве, которая уже в ближайшее время закрепится в конкретных контрактах.
В конце мая министр обороны Азербайджана С.Абиев нанес неожиданный визит в Пакистан, основной целью которого было договориться о поставках боеприпасов и вооружений, а также о подготовке офицерского корпуса в учебных заведениях этой страны. Во время упоминавшегося посещения Баку начальником турецкого генштаба азербайджанская сторона попросила содействия Анкары в военно-технической сфере. Хотя карабахская проблема вроде бы и не имеет непосредственного отношения к проблеме статуса Каспия, но от ее урегулирования напрямую будет зависеть стабильность в регионе Южного Кавказа, а значит, и перспектива увеличения нефтедобычи, и безопасность транспортировки нефти по Транскавказскому коридору. Достаточно вспомнить, что трасса нефтепровода Баку—Супса, а также будущего основного экспортного нефтепровода Баку—Тбилиси—Джейхан и газопровода Баку—Тбилиси—Эрзурум пролегает всего в нескольких десятках километров от линии соприкосновения вооруженных сил в Нагорном Карабахе.
Пытается увеличить свое военное присутствие на Каспии и Туркменистан. Имеется в виду контракт на закупку 20 боевых патрульных катеров украинского производства.
Таким образом, военные приготовления на Каспии, а также бряцание оружием на фоне того, что снова отодвинулись сроки проведения саммита прикаспийских государств и нечетко вырисовывается перспектива подписания документа по мирному урегулированию проблемы Нагорного Карабаха, дают основания для пессимистических прогнозов.
По сути, в Каспийско-Кавказском регионе просматриваются контуры двух неформальных альянсов с противоположными интересами касательно каспийских энергоресурсов: с одной стороны, — Иран, Туркменистан и Армения, где роль плеймейкера играет Тегеран, с другой — Азербайджан, Турция и Грузия, где тон явно задает Анкара.
Интерес второй группы стран очевиден: добыча и транспортировка каспийских энергоресурсов на мировой рынок. Интерес первой группы завуалирован, но, безусловно, вряд ли в интересах Ирана, являющегося одним из крупнейших мировых экспортеров нефти, появление на рынке дополнительных объемов черного золота из Каспия, способного сбить цены на сырье. Точно так же не заинтересована в экспорте азербайджанской нефти и Армения, ведь это позволит Баку нарастить экономические, а следовательно, политические и военные мускулы и рано или поздно решить вопрос Нагорного Карабаха в свою пользу. У Туркменистана, экономика которого базируется на газе и который, в отличие от Азербайджана, не проявлял до 2000 года особого интереса к морской добыче нефти, совсем другие приоритеты. Добыча нефти на каспийском шельфе для Ашгабата далеко не приоритет.
Россия и США пытаются играть на Каспии роль беспристрастных арбитров, хотя при этом их симпатии очевидны. Штаты крайне заинтересованы в выходе каспийской нефти на мировой рынок. Россия, являющаяся, подобно Ирану, крупным нефтеэкспортером, традиционно относилась скептически к перспективе появления конкурентной нефти. Таким образом, борьба за каспийскую нефть вступает в новый виток.
Основанием для оптимизма остается разве что уверенность в невозможности решения сложных проблем в регионах Каспия и Южного Кавказа силовым путем, что уже нашло свое подтверждение в недавней истории новых независимых государств. Поводом для оптимизма есть также и то, что АМОК собирается начать реализацию Фазы-1 полномасштабной разработки группы месторождений Азери — Чираг — Гюшешли. Это позволит международному консорциуму к 2005 году троекратно увеличить добычу нефти. На прошлой неделе президент Г.Алиев предоставил формальное согласие Азербайджана на начало реализации Фазы-1. Данный проект в рамках разработки группы месторождений означает:
— дополнительные инвестиции в объеме до $3,4 млрд.;
— суммарный ежегодный объем добычи АМОК на уровне 17—20 млн. тонн;
— транспортировка добытой нефти двумя трубопроводами для «ранней» нефти.
Такой поворот событий является позитивным сигналом и для Украины. Возрастание каспийской нефтедобычи означает увеличение шансов для Украины в наполнении трубопровода Одесса — Броды. Естественно, при условии, что будет создан международный нефтетранспортный консорциум с участием западных компаний, которым и принадлежит львиная доля добываемой на Каспии нефти.