Карта “гиблых мест” Киева

Строительная лихорадка, охватившая Киев, и жадность застройщиков могут привести к тому, что дома начнут уходить под землю.

42 кв. Км – общая площадь оползненосных зон Киева. Это 5% городской территории. Площадь всего Киева – 827 кв. км

Наш город недаром называют вечно мо­лодым. Несмотря на более чем солидный возраст – свыше 1500 лет, – его рельеф формируется до сих пор. Это объясняет­ся, в частности, тем, что через террито­рию города проходит много неотектонических («свежих») разломов. Земная кора движется, и самыми заметными прояв­лениями этого «шевеления» являются оползни. Но, оказывается, это не единс­твенная неприятность, которую несут разломы.

Ученые обнаружили, что геодинамич­ные зоны одновременно являются и гео­патогенными. То есть в местах разломов земной коры чаще всего случаются раз­ные неприятности. А особенно – на пере­сечении этих разломов. Именно эти под­земные перекрестки получили в народе название «гиблое место». На участках до­рог, пролегающих через такие места, чаще всего происходят аварии; в домах, стоя­щих на стыке разломов, часто болеют лю­ди, сами дома на удивление быстро при­ходят в негодность…

Например, исследования, проведен­ные учеными «Невскгеологии» в пределах Санкт-Петербургского региона, свиде­тельствуют о том, что в пределах геопато­генных зон (ГПЗ) количество онкозаболе­ваний возрастает в 2,8 раза, а в узлах пе­ресечения разнонаправленных ГПЗ – в 4,1 раза. Больных ишемической болезнью в ГПЗ почти в 1,9 раза больше, чем в домах, расположенных за пределами этих зон, гипертоников – в 1,5 раза больше.

В книге украинского ученого И. Павловца «Биоэнергия и патогенные зоны в жизни человека», вышедшей в 1994 году, рассказывается об одной киевской хру­щевке, построенной в 1979 году на мощ­ной ГПЗ тектонического происхождения». За 14 лет существования дома умерли 52 его жильца, в том числе от инсульта -16, от рака -12, от инфаркта -11, от сердеч­но-сосудистых заболеваний -10, четыре человека в возрасте от 18 до 40 лет покон­чили жизнь самоубийством.

В Киеве мониторинг тектонических разломов ведется специалистами Центра аэрокосмических исследований Земли с начала 90-х годов. В этом году выпущена самая полная карта геодинамичных зон. Эта карта многое объясняет…

Отуди предки знали?

Что интересно: наши предки никак не могли иметь такую карту разломов зем­ной коры. Однако оказалось, что в местах пересечения разломов никогда не было никаких построек.

– Через Киев проходит семь глобаль­ных разломов и множество «слабеньких», – рассказывает эколог, директор КП «Плесо» Николай Щепец, познакомивший нас с картой.

 – Если проанализировать структу­ру этих разломов и наложить их на карту застройки Киева, можно обратить внима­ние на то, что ни один храм не стоит не то что на пересечении разломов, но и на са­мом разломе. Единственная церковь, ко­торая находится недалеко от разлома, это Покровская на Подоле. Все остальные на сотни метров удалены от границ разломов. А вот современные культовые соору­жения строят уже без учета геологических особенностей.

Причем не только церкви. Оказывает­ся, городской Дворец бракосочетаний можно называть «Бермудским треуголь­ником» не только за архитектурную фор­му. Это сооружение оказалось прямо на стыке разломов. Еще в советское время удивление сотрудников управления ста­тистики вызывал тот (факт, что распадает­ся 70% браков, заключенных во Дворце, тогда как среднее число по городу в то время составляло 35-40%). К сожалению, проверить эти цифры сегодня не пред­ставляется возможным. В статистических документах Дворец отнесен к Соломенскому району, а расторгаются браки, зак­люченные во Дворце, в загсах тех райо­нов, где прописаны супруги. Но другой факт «гиблости» этого места наверняка зафиксирован в архивах ГАИ.

–  Участок проспекта Победы между Воздухофлотским мостом и Политехни­ческим институтом до того, как была пос­троена разделительная полоса, был са­мым аварийноопасным местом Киева, – говорит Николай Щепец. – Там никогда не было левых поворотов, из-за которых, как известно, чаще всего происходят аварии, но машины сталкивались постоянно. В день происходило около двух десятков аварий. На первый взгляд, все эти факты увязать сложно, но когда накладываешь на карту разломов цепь событий, стано­вится ясно, что они напрямую связаны с зонами разломов, с геопатогенными зо­нами.

Почему нельзя трогать зеленые зоны

Некоторые архитекторы, сторонники застройки зеленых склонов Днепра, на­поминают о том, что еще в XIX веке де­ревья на кручах не росли. Поэтому говорить о древности этой традиции, мол, нет резона, и берега можно застраи­вать. Карта разломов говорит о другом.

Днепровские кручи действительно изначально имели типично степную растительность. Но строить на них – значит, подвергать опасности и сами здания, и находящихся в них людей. Де­ло в том, что самый большой и один из самых подвижных тектонических разломов проходит как раз вдоль русла Днепра. Это крайне оползнеопасное место. Мало того, вдоль берегов насчи­тывается с десяток геопатогенных «пе­рекрестков». Строительство в этих мес­тах не только грозит обрушением скло­нов, но и различными другими ЧП.

– На Крещатике, 5, на месте снесен­ного дома, строить можно, там никаких проблем быть не должно. А вот строи­тельство подземного паркинга глуби­ной 70 метров, по моему мнению, не является целесообразным. Потому что именно в этом месте находится пересечение разломов, – говорит Николай Щепец.

По этой же самой причине нецеле­сообразно застраивать площадку за Фи­лармонией, Владимирскую горку, Поч­товую площадь. А ведь от этих строек город не отказался. Но что интересно, именно против них больше всего возра­жают киевляне – интуитивно, но, как те­перь стало ясно, не безосновательно.

Самые сильные геопатогенные зоны в районе Киева находятся рядом с таки­ми известными объектами на Правом берегу: Почтовая площадь, пл. Победы, пл. Лыбедская (оз. Глинка), Пирогово (включая свалки), Куреневка, Лысая го­ра; на Левом берегу: урочище Сухие Го­ры (южнее Лесного массива), район ДВРЗ.

"Газета по-киевски"