Депутаты помогут правительству рассадить своих людей в нефтегазовых компаниях
В нефтегазовой отрасли грядет новая волна кадровых ротаций. Своих постов могут лишиться члены наблюдательного совета НАК «Нафтогаз України» и правлений крупнейших компаний нефтегазового рынка, находящихся в госсобственности. На прошлой неделе об этом заявил министр топлива и энергетики Юрий Бойко. Завершить все кадровые перестановки Минтопэнерго планирует еще до конца года.
Идею «чистки» нефтегазовых компаний поддерживают и в парламенте. На прошлой неделе именно такие рекомендации направила в Кабмин временная следственная комиссия Верховной Рады по вопросам проверки ситуации с обеспечением природным газом украинских потребителей, расчетов за поставленный природный газ и возможных нарушений действующего законодательства на энергетическом рынке. «Государство фактически утратило контроль над процессом добычи и реализации украинского газа. Комиссия выявила в региональных структурных подразделениях «Укрнафты», «Укргаздобычи» и «Чорноморнафтогаза» случаи неоднократного применения непроверенных измерительных средств, что ставит под сомнение достоверность учета объемов добытых в стране нефти и газа. Проверки газодобывающих компаний свидетельствуют об отсутствии единой методики планирования и расчета себестоимости работ в газовом комплексе», — значится в заключении комиссии, которая, чтобы исправить ситуацию, посоветовала правительству плотнее заняться кадрами, прежде всего упоминаемых компаний.
Впрочем, добиться желаемого результата будет непросто, особенно в «Укрнафте». Сегодня государству принадлежит 50%+ 1 акция компании, и пакет находится в управлении НАК «Нафтогаз України». Однако держава практически утратила влияние на «Укрнафту», контроль над которой уже давно принадлежит структурам «Привата», владеющим 42%-ным пакетом акций (ее представители занимают семь из девяти мест в правлении компании). До сих пор все попытки вернуть контроль над «Укрнафтой» заканчивались для руководства «Нафтогаза» неудачей. Вполне очевидно, что приватовцы и дальше будут блокировать любые кадровые ротации в компании, обеспечивая тем самым незыблемость своих позиций. Впрочем, теперь у НАКа появился шанс выторговать себе места в руководстве. Помимо всего прочего, следственная комиссия ВР обратилась к парламенту с просьбой поручить Национальной комиссии по регулированию электроэнергетики рассмотреть вопрос об отзыве лицензии на реализацию газа по нерегулируемому тарифу для «Укрнафты» и «Чорноморнафтогаза». Вопрос реализации уже давно является камнем преткновения между компаниями и НАКом. Действующее ныне правительственное постановление «Об обеспечении потребителей природным газом» обязывает весь газ, добываемый в Украине, продавать населению. Но, несмотря на это, «Укрнафта», добывающая пятую часть голубого топлива, поставляет его промышленности по более высокой цене, что стало предметом безуспешных судебных разбирательств между НАКом и компанией, которая теперь под угрозой отзыва лицензии может оказаться более уступчивой.
Формально НКРЭ является независимой структурой, но, по сложившейся традиции, она прислушивается к мнению правительства. Учитывая, что сегодняшний глава комиссии Александр Рогозин ранее занимал пост советника вице-премьер-министра Андрея Клюева, особенных разногласий с Кабмином возникнуть не должно. Если НКРЭ сумеет лишить «Укрнафту» лицензии на реализацию газа по нерегулируемому тарифу, компании придется продавать топливо через «Нафтогаз». В этом случае цена его составит всего 414 грн. за 1 тыс. кубометров, в то время как промышленность готова покупать по 550 грн. Для «Нафтогаза» было бы крайне желательным такое решение НКРЭ, ведь в результате НАК сможет получить 3,2 млрд куб. м дешевого газа. Однако до этого вряд ли дойдет — «лицензионный» козырь может быть использован разве что в торгах за места в правлении «Укрнафты».
Ротации членов правления нефтегазовых предприятий будут следующим шагом правительства в процессе расстановки там своих людей. Первый был сделан чуть раньше — в течение полутора месяцев после прихода нового Кабмина изменено руководство государственной монополии НАК «Нафтогаз України», а также всех без исключения дочерних предприятий.